Дата 18.04.2024

Очередные сессии трех программно-консультативных комитетов Объединенного института ядерных исследований проконтролировали результаты работ ученых ОИЯИ и наметили ближайшие перспективы.

Основных направлений научных исследований в ОИЯИ три: физика частиц, ядерная физика, физика конденсированного состояния вещества. Поэтому программно-консультативных комитета (ПКК) тоже три – в соответствии с направлениями исследований.

Все три ПКК проходили в Доме международных совещаний по очереди.

Первым отработал 14 – 15 июня ПКК по физике конденсированных сред под председательством венгерского физика Денеша Лайоша Надя.

За ним провел свою двухдневную сессию ПКК по физике частиц 18 – 19 июня под председательством израильского физика Ицхака Церруя.

Заключила летнюю серию заседаний программно-консультативных комитетов ОИЯИ сессия ПКК по ядерной физике 19 – 21 июня.

Форма сессий всех программно-консультативных комитетов одинакова. Члены ПКК знакомятся с резолюцией последней весенней сессии Ученого совета ОИЯИ и решениями последнего весеннего заседания Комитета полномочных представителей стран-участниц Объединенного института ядерных исследований. Председатель ПКК докладывает о выполнении учеными ОИЯИ рекомендаций предыдущей сесиии программно-консультативного комитета. А далее ученые ОИЯИ рассказывают в своих выступлениях перед членами ПКК о ходе работ в основных проектах исследовательского направления, отчитываются о результатах завершающихся тем исследований и предлагают темы для новых исследований.

К примеру, члены программно-консультативного комитета контролируют ход работ на строительстве коллайдера NICA и его инфраструктуры. ПКК по ядерной физике проверяет статус работ на вводимой в строй осенью текущего года Фабрике сверхтяжелых ионов. Прикладные и фундаментальные работы в области физики нейтронов на исследовательском реакторе ИБР-2М постоянно держат в поле зрения члены ПКК по физике конденсированных сред.

Очень подробно на заседании ПКК по физике частиц разбирались отчеты по завершающимся в 2018 году проектам участия ученых ОИЯИ в экспериментах NA61 и NA62. Рассматривались и предложения об их продлении.

Эксперимент NA61 по изучению конечных состояний тяжелых ионов, которые образуются при столкновениях пучков разных типов частиц, а также по изучению свойств нейтрино ведется в ЦЕРНе на втором по величине ускорителе Европейского центра ядерных исследований – суперпротонном синхротроне (Super Proton Synchrotron – SPS). Речь идет о пучках высоких энергий. В коллаборации эксперимента NA61 участвуют 135 физиков из 35 научных институтов 14 стран мира. Спикер коллаборации – польский физик Марек Газдицки. NA61 – второй по масштабу эксперимент на неподвижной мишени в ЦЕРНе.

На сессиии ПКК по физике частиц об участии группы физиков ОИЯИ в эксперименте NA61 докладывал молодой представитель этой группы, научный сотрудник ЛФВЭ ОИЯИ Виктор Киреев.

Эксперимент NA62 тоже идет в ЦЕРНе на ускорителе SPS. Международная коллаборация NA62 изучает редкие распады элементарных частиц под названием каоны. Если физики разберутся в распадах каонов, то они смогут проверить некоторые предсказания Стандартной модели о взаимодействиях частиц на малых расстояниях. Чтобы получить каоны, экспериментаторы коллаборации NA62 используют пучки протонов, ускоренные синхротроном SPS, и бьют ими в неподвижную мишень из бериллия. Столкновение протонов с бериллием рождает вторичный пучок миллиарда частиц в секунду, из которых 6 процентов являются каонами. Распады каонов столь редки, что за два года сбора данных эксперимента ожидается обнаружить всего 80 таких событий, если предсказания Стандартной модели верны. Достижения группы ОИЯИ, участвующей в коллаборации NA62, представил членам ПКК начальник сектора ЛФВЭ ОИЯИ Дмитрий Мадигожин.

До заслушивания докладов члены ПКК изучили рецензии независимых экспертов о результатах достигнутого группами NA61 и NA62. Тем не менее, после докладов члены ПКК подробно расспросили представителей обеих групп о том, сколько молодых ученых работает в каждой группе, в каких научных журналах были опубликованы результаты исследований, на что расходовались выделенные группам финансы.

Столь же скрупулезно подошли к отчетам докладчиков по всем представленным на сессиях всех трех программно-консультативных комитетов их участники. Ведь цель работы каждого программно-консультативного комитета – дать такие рекомендации по формированию программы научных иссследований, чтобы результат этих исследований был актуален, значителен, востребован мировой наукой и впоследствии – мировой экономикой и обществом.