Дата 29.03.2024

19 04 02

Директор института академик Виктор Матвеев подвел итоги научного 2013 года на предновогоднем заседании научно-технического совета ОИЯИ.

На Нобелевскую, конечно, рассчитывали...

Объединенный институт ядерных исследований имел все основания надеяться, что в 2013 году Нобелевский комитет, наконец, отметит премией труд физиков Лаборатории ядерных реакций,  открывших целое множество сверхтяжелых элементов, заметил академик Матвеев. Жизнь показала, что время еще не пришло. Но обязательно придет.

А пока ОИЯИ гордится тем, что Международный союз чистой и прикладной химии начал в 2013 году рассматривать заявку института (вместе с его коллегами по синтезу сверхтяжелых) на открытие новых четырех сверхтяжелых элементов. Авторы открытия уверены, что оно будет признано. И тогда Объединенный институт получит возможность дать имена некоторым элементам их четверки. Скорее всего один из них назовут московием.  Он сможет составить русскую компанию в таблице Менделеева вместе с рутением (названным по имени России) и дубнием.

Нобелевскую вообще-то  заработали...

Нобелевской премией по физике в 2013 году наградили  открытие бозона Хиггса. А между прочим, мировая наука отмечает: вклад физиков Дубны в открытие бозона Хиггса очень значителен.  И речь здесь не только о создании Большого адронного коллайдера и его экспериментальных установок, где обнаружили предсказанную Хиггсом и Энглером частицу.  Все гораздо масштабнее.

Сама по себе частица Хиггса, конечно, важна. Однако к ее собственной ценности добавляется то, что она стала последним кирпичиком, которого недоставало для завершения стройного здания Стандартной модели всех элементарных частиц Вселенной.  В создание Стандартной модели –высочайшего достижения человеческой мысли – большой интеллектуальный вклад внесла Дубна.  Физики ОИЯИ сформировали сразу несколько принципов, на которых эта теория элементарных частиц была создана.

Академик Николай Боголюбов открыл понятие спонтанного нарушения симметрии и ввел его в теорию поля и физику частиц.

Академик Боголюбов с его учениками Борисом Струминским и Альбертом Тавхелидзе ввели новое квантовое число кварков – цвет – одно из важнейших понятий Стандартном модели.

Академик Боголюбов и его ученик Дмитрий Ширков создали ренормгруппу – метод вычисления квантовых эффектов в Стандартной модели.

Очень многие достижения, связанные с созданием Стандартной модели начинались в работах дубненских теоретиков, российских ученых и их коллег из других стран-участниц ОИЯИ.

И новое физическое явление, которое вышло за пределы Стандартной модели – осцилляции (превращения) нейтрино – тоже было предсказано в Дубне в работах Бруно Понтекорво.

А теперь давайте вернемся на нашу дубненскую почву. Наш флаговый проект – NICA. При этом достигнуты важные результаты в сооружении и других новых установок, в частности, дубненского комплекса тяжелых ионов  DRIBsIII, который реализуется в Лаборатории ядерных реакций,  а также комплекса криогенных замедлителей и спектрометров реактора ИБР-2. В работах по проекту NICA достигнуты значительные успехи. Впервые в России и других странах-участницах успешно испытан и продемонстрирован такой новейший технологический элемент, как стохастическое охлаждение пучков тяжелых ионов: вначале на пучке дейтронов, а совсем недавно на углероде. До этого времени только однажды в Брукхейвене получили подобный результат. А это ключевая технология для успеха в сооружении коллайдера.

Строительство здания коллайдера NICA начали

В 2013 году ОИЯИ получил акт государственный экспертизы по проекту строительства коллайдера NICA, объявил академик Матвеев. Началась подготовка строительной площадке в соответствии со строжайшими требованиями экологической безопасности.  Генподрядчик строительства сложного ускорительного комплекса был выбран на первом в истории ОИЯИ международном тендере. Это крупная немецкая компания, которая строила крупные ускорители в Дармштадте и Цойтене (DESY).

В 2013 году начал формироваться консорциум стран, готовых внести свой материальный вклад в сооружение комплекса NICA.  В рамках подписанного прошедшим летом соглашения с Германией институт уже получил  финансовые средства, которые частично предназначены для сооружения комплекса NICA.

Научную дипломатию продолжили

Авторитет ОИЯИ чрезвычайно  вырос  за последние годы, подчеркнул директор Объединенного института. Международный ядерный центр в Дубне посетили множество высоких делегаций из разных стран мира.

Госкорпорация Росатом подписала с ОИЯИ соглашение о развитии отношений.

В ОИЯИ побывали  руководители ряда международных и европейских научно-исследовательских структур. Институт получил статус наблюдателя в крупных и очень авторитетных европейских форумах, которые координируют развитие научно-исследовательской инфраструктуры в странах ЕС, поддерживают развитие астрофизики и физики частиц – направление, которое начало активно развиваться в Лаборатории ядерных проблем ОИЯИ.

Впервые за многие годы  бюджет ОИЯИ пополнился взносами Сербии и Кубы.

В широком научном мире растет вера в то, что амбициозная Семилетняя программа развития ОИЯИ выполнима и выполняется.