. Дубна: 7 oC
Дата 25.04.2024
rss telegram vk ok

Кризис обычно не наступает неожиданно и беспричинно. С житейской точки зрения можно сказать заранее, что какие-то действия при определенных условиях могут стать причиной кризиса. Например, если человек, получив зарплату, тут же проиграет ее в казино, то кризис для него при отсутствии сбережений наступит немедленно. Но не о каждом действии можно сказать наверняка, сможет ли оно спровоцировать кризис или нет. Какие условия нужны для возникновения кризиса, каковы законы, которым подчиняются критические явления, что нужно делать, чтобы предотвратить или смягчить кризис – на эти вопросы отвечает в своих исследованиях один из разделов теоретической физики – статистическая физика. О том, что знает статистическая физика о финансовых кризисах, нашим читателям рассказывает начальник сектора Лаборатории теоретической физики ОИЯИ профессор Вячеслав Приезжев.

Вячеслав Борисович, обычно люди считают, что теоретическая физика – это что-то связанное с частицами и атомами. Как же связаны частицы с финансами?

– Статистическая физика – это наука, которая занимается поведением систем из большого числа частиц. Существует принцип универсальности, который распространяет законы, описывающие поведение таких систем частиц, на другие подобные системы, содержащие большое количество объектов. Законы статистической физики позволяют вычислить вероятность того, что какое-то событие обязательно случится в такой большой системе.

Обычно большие системы живут очень сложной жизнью, в которой постоянно происходят критические явления. Статистическая физика создает модели критических явлений для систем частиц, и оказывается, что они очень хорошо применимы и к таким кризисным явлениям, как обвалы бирж, финансовые кризисы и землетрясения.

Критические явления – это отклонения от нормального поведения – флуктуации. Какие отклонения от нормы лежат в основе модели, например, обвала биржи?

– В основе модели работы биржи лежат флуктуации, то есть колебания биржевых индексов – размер их отклонений вверх и вниз. На графике линия таких отклонений образует что-то вроде случайного забора. Для нас полезно знать, насколько зависит вероятность того, что в данный момент времени произойдет скачок биржевого индекса от размера этого скачка. Выяснилось, что чем больше величина скачка, тем меньше его вероятность. Интересно, что вероятность землетрясений в данном месте подчиняется тому же закону.

Мы уже рассказывали читателям, что модель финансовых кризисов подобна модели кучи песка. Не могли бы Вы пояснить эту модель немного подробнее?

Оказывается, что поведение биржи и поведение кучи сухого песка подчиняются одинаковым закономерностям. С биржей разобраться очень трудно, потому что ее работа зависит от массы различных параметров. А поведение кучи песка изучить и экспериментально, и теоретически гораздо проще, перенеся затем полученные законы на работу биржи.

Возьмем стол, будем сыпать на него горкой песок и будем считать количество песчинок, которые скатываются за пределы стола в единицу времени. Количество этих песчинок будет описываться такой же функцией, как вероятность землетрясений и кризисов. Эту модель легко изучить, потому что мы понимаем природу осыпания песка. Песок сыплется, когда возникают лавины. А лавины возникают, когда в системе появляются напряжения, которые очень чувствительны к малым возмущениям. То есть малая щепотка песка может спровоцировать большой обвал.

Может ли модель кучи песка предсказать, когда произойдет обвал?

– Точно предсказать, когда кризис произойдет, невозможно, потому что невозможно предсказать, какое именно малое возмущении спровоцирует кризис. Но можно оценить величину напряжений и место, где обвал может случиться.

Пользуются ли уже экономисты и финансисты моделью песка для предсказания кризисов?

– Пока теоретической модели, подобной физической модели кучи песка, в экономических терминах не создано. Потому что сначала нужно ввести в экономических терминах те самые экономические элементы, которые взаимодействуют между собой подобно песчинкам, и затем описать динамику их взаимодействия. Но большинство экономистов пока к этому относятся скептически.

Автором модели песка является великий датский ученый Пер Бак. Он как-то мне рассказал, что пытался внедрить в головы экономистов идею использовать модель кучи песка в экономике. Он послал несколько своих статей в экономические журналы. Сначала эти статьи просто отвергли, потому что их просто не поняли. Потом его идею, наконец, восприняли, но никто так и не удосужился перевести ее в экономические термины. Это означает, что экономисты строят какие-то эмпирические законы, которые дают немедленную выгоду (вроде теории деривативов – Н.Т.), но не хотят строить глобальные модели, потому что строить их гораздо труднее. Человек, который получит теоретически степенной закон возникновения финансовых кризисов, получит Нобелевскую премию по экономике.

То есть моделью не пользуются потому, что она не принесет немедленной финансовой выгоды?

– Экономисты обязательно хотят знать дату какого-нибудь очередного «черного вторника», чтобы на этот день сделать ставки. Но конкретной даты эта теория как раз дать не может. Между тем, само по себе глубокое понимание динамики финансового рынка способно принести дивиденды, но не немедленные.

Бороться с законом критичности невозможно – это закон нашей природы. Все живое постоянно находится в критическом состоянии. Это нормальное состояние природы. И борьба с этим критичным состоянием приводит к тому, что мы вмешиваемся в природу вещей и фактически способствуем созданию кризисов. Но можно управлять критичностью с помощью регулирования. Излишнее же регулирование в свою очередь тоже может создавать кризисы, причем очень крупные, какой случился с советской экономикой. Поэтому достаточно отрегулировать кризисы на малых масштабах, и этого будет уже достаточно.

Беседовала Наталия Теряева

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить