. Дубна: 2 oC
Дата 24.11.2020
rss vk ok fb twitter

03 Master klass

С 20 по 25 января в Дубне во второй раз прошли Менделеевские чтения, на которых младшеклассники разных школ города сделали первые шаги в науку. Подготовленные совместно с родителями доклады дети читали в библиотеке и музее ОИЯИ.

15-минутные «лекции» были посвящены самым разным явлениям окружающего мира, вызвавшим у юных исследователей в данный момент их жизни живой интерес: глубоководным рыбах и физике бобслея, тропических цветах и повседневной жизни ежиков, археологии и пр. Были изучены и насущные проблемы туристов: как самому сделать компас, каким должен быть походный рюкзак. Каждая лекция сопровождалась практической частью: экспериментом, мастер-классом или игрой, в которых принимал участие зрительный зал. Придумать что-то интересное, как показывает практика, можно к докладу на любую тему. Самое простое – провести викторину. Даже к докладу о жизни ворон нашлась своеобразная иллюстрация: зрителям предлагалось сложить из бумаги «щелкающую пасть» – некое подобие клюва.

В субботу 25 января на закрытии участники и зрители – взрослые и дети – заслушали оставшиеся доклады и, выпив чаю, отправились запускать китайские фонарики на набережную им. Менделеева.

Об особенностях этой конференции для самых маленьких рассказала ОД организатор чтений Ирина Викторовна Глаголева, педагог дополнительного образования, руководитель детского объединения «Оригами» центра «Дружба»:

– Моей изначальной задачей было «вытащить» на чтения детей, занимающихся дополнительным образованием. Школы у нас «подхвачены»: есть конкурс «Первые шаги в науку». Но он проходит внутри горуно, и ребенок читает доклад перед комиссией. Мы же сделали чтения в шесть часов вечера, потому что на них должны приходить родственники. Я хочу, чтобы родители приходили вдвоем послушать своего ребенка. Не могут родители – пусть приходит бабушка, брат, сестра, дядя, сват – неважно кто. Важно, что ребенок участвует в своем развитии вместе с семьей. Во-вторых, мы хотели задействовать друзей-товарищей ребенка.

Я хотела, чтобы эти доклады были не для «галочки», чтобы ребенок не только сам чувствовал, что он молодец, но видел, что и мама, и все вокруг знают, что он молодец!

И здесь очень важна связка между честолюбием и трудолюбием. Слово «молодец» в голове ребенка связывается с понятием «труд». Многие любят похвалы и награды, но наши дети готовы еще и потрудиться для этого. 

Подготовить 10-минутный доклад, используя научные термины, а потом рассказать его перед аудиторией – им это очень сложно. Но это и хорошо! За такой короткий срок они должны рассказать о науке, понять сами, о чем говорят, а потом за 5 минут провести интерактив или опыт. Именно такие испытания дают мощнейший толчок в развитии, именно такой форс-мажор, при котором помогают и всячески подбадривают родители, педагог!

Именно в такой полудомашней атмосфере ребенок, боящийся выступать, может почувствовать уверенность в своих силах, он будет знать, что его страхуют, ему помогут, и это не страшно. Первое публичное выступление должно пройти в атмосфере поддержки, ни в коем случае не в атмосфере конкуренции и трагедии из-за того, что ты неудачно выступил. Здесь дети не могут выступить неудачно!

Как и на прошлых чтениях, отсутствует конкурс, награждается каждый докладчик. Мы решили сделать только поощрительный приз от оргкомитета за самый хорошо подготовленный доклад. 

Для детей опытная часть – одна из самых привлекательных вещей. Доклад обязательно должен был содержать экспериментальную часть либо интерактив. Перед взрослым руководителем каждого доклада (педагогом или родителем) стояла задача внедрить интересы детей, сидящих в зале, вглубь темы доклада.

В списке ресурсов, с которыми работали дети, нас в первую очередь интересуют книги. Мы всячески поощряем тех, кто работает не только с интернетом, но и с литературой. Мы хотим, чтобы дети ходили в библиотеку. Важно, чтобы ребенок умел находить там книги по интересующей его теме. Иногда дети даже не знают, что такое торец книги, где находится оглавление и указывается нумерация страниц... Отсутствие работы с литературой – мощнейший провал в воспитании детей. И мы хотим, чтобы этот провал кончился на нас. 

Видеть результаты чтений сейчас еще рано. Мы занимаемся выращиванием «подлеска». Эти дети – «подлесок» для наших ученых. Разумеется, ребенок еще мал для того, чтобы понять, чего он хочет, кем он хочет стать. Не обязательно Василиса Волгина, прочитавшая доклад о глубоководных рыбах, будет ихтиологом. Главное – это вдумчивое отношение к миру. Мы учим взгляду на мир. Когда ученица Татьяна Назарова держит кружево в руках, она понимает, что это не только красивая ткань – эта ткань несет за собой знания по истории, знания о растениях, климате. Это как вино, на которое воздействует абсолютно всё, включая человека, который его обрабатывает. Так же и с кружевом: держа его в руках, ребенок будет знать, какой контекст у всего, что происходило до создания кружева. Это и важно в Менделеевских чтениях: дети начинают смотреть на мир вдумчиво, исследовательски, любознательно! Ребенок видит, что родители, которым до этого ничего от него не было нужно, ценят его усилия!

Как известно, что посеешь, то и пожнешь. Мамам и папам нынешних участников чтений уже не придется загонять свое чадо пинками в вуз, потому что у ребят развивается самостоятельный вкус к учебе, к постижению новых знаний. Думается, что такие слова послужат лучшим аргументом для родителей младшеклассников к участию в подобных мероприятиях. 

Доклады подготовили и читали: 

Мысовская Дарья, Егоров Валентин, Волгина Василиса, Крупко Мария, Назарова Татьяна, Игнат и Полина Ивановы, Смирнов Владислав, Бурова Алиса, Дороженко Даниил, Быстрова Настя, Сидоренков Илья, Крюков Андрей, Широков Алексей, Шуваев Илья, Сибиряков Антон, Ангелов Николай, Матвеева Анжелика, Завалина Руслана.

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить