. Дубна: 1 oC
Дата 24.11.2020
rss vk ok fb twitter

055 40

Над инновациями, производством и продажей товаров и услуг теперь властвует производитель, а не потребитель.

На конференции «Математика. Компьютер. Образование», прошедшей недавно в ОИЯИ, с докладом «Проблемные инновации: риски для человечества. Экономические, социальные и этические аспекты» выступил профессор Центрального экономико-математического института А.Е. Варшавский. Факты, которые он привел, просто потрясают.

- Мы вступили в эпоху, когда люди начали пытаться с помощью научно-технических достижений выправлять социально-экономическое положение. В условиях нехватки продовольствия возникает желание использовать новые методы биотехнологий и генной инженерии, в рецептуру пищевой продукции вводятся биологически активные добавки, обладающие всеми необходимыми свойствами. Этот путь ведет к гибели. Проблемные инновации требуют длительной апробации – в 40, 50, 100 лет. Например, об отрицательных побочных эффектах аспирина мы узнали через 50 лет его широкого использования. Еще Карл Маркс говорил, что «для капиталиста, производящего товар, абсолютная стоимость последнего сама по себе безразлична. Капиталиста интересует лишь заключающаяся в товаре и реализуемая при его продаже прибавочная стоимость». Считается, что на рынке достигается равновесие между спросом и предложением, что рынок заставляет производителей снижать затраты и улучшать качество продукции. Но информация с рынка приходит с запаздыванием и она не всегда верна. Идея известного экономиста и социолога Й. Шумпетера о том, что основным фактором распространения инновации является не спрос, а предложение, полностью материализовалась в современном обществе потребления. Докладчик привел аналогичное мнение известного американского экономиста Дж. К. Гэлбрейта: «Вера в рыночную экономику, в которой покупатель независим, - заблуждение. Никто не сможет продать, если не будет управлять потребительским спросом и контролировать его. Над инновациями, производством и продажей товаров и услуг теперь властвует производитель, а не потребитель…»

Яркое подтверждение – развитие фармацевтического рынка, когда росту предложения способствует, с одной стороны, инициатива производителей, с другой – рекомендации врачей. Маркетинг часто определяет направление научно-исследовательских работ. На маркетинг ведущие фармацевтические компании США тратят свыше трети доходов, что примерно в два раза больше их затрат на НИОКР. При этом прибыль фармкампаний значительна: в 2001 году у 10 крупнейших американских компаний рентабельность по чистой прибыли составляла 18,5%, тогда как средняя рентабельность по другим отраслям промышленности – 3,3%. Выявление побочных эффектов проводится на относительно небольшом числе больных в 1000-2000 человек, тогда как статистическая достоверность требует 30 тысяч и более испытуемых. Искажается информация: исследования новых лекарств, финансируемые бизнесом, дают положительный результат в четыре раза чаще, чем поддерживаемые из других источников.

Значительное социальное неравенство накладывает ограничения на использование основных экономических принципов. А.Е. Варшавскому кажется сомнительным использование принципа оптимизации структуры потребления и принципа равновесия, по которому цены изменяются до тех пор, пока спрос не сравняется с предложением. Бедные слои населения не могут выбирать структуру потребления, поскольку она задана низким уровнем доходов. А цены на товары и услуги для бедных, как правило, находятся на нижнем пределе, и с ростом цены качество товаров и услуг снижается. Ориентация же производителя на максимальную прибыль без учета социальных последствий может привести к непоправимому ущербу как для отдельного потребителя, так и для общества в целом.

По мнению Нобелевского лауреата по экономике Дж. Стиглица, если глобализация будет продолжаться в том же духе, что происходила до сих пор, то она не только не будет способствовать развитию, но и будет продолжать создавать бедность и нестабильность. В 2005 году 10 компаний контролировали половину мирового рынка семян и почти весь рынок генномодифицированных семян, 10 компаний контролировали 84% рынка пестицидов, 75% рынка бананов контролируется пятью корпорациями. До 80% продовольствия, поступающего в Россию, контролируют посредники, связанные с российскими торговыми сетями или оптовыми базами, что сразу вызывает рост цен на треть. Розничные цены на продовольствие в Москве завышены как минимум в 2-3 раза. Торговые сети в крупных городах с начала 1990-х работают с зарубежными поставщиками по долгосрочным контрактам, по которым цены регулируются так, что отечественная и сельхозпродукция из ближнего зарубежья оказывается дороже. В 2007 году 67% пищевых компаний США с доходом более 5 млрд долларов отзывали некачественные продукты. Но поскольку отзыв требует немалого времени, то реально отзываются только 40% продуктов, вызвавших нарекания или просроченных, остальные – продаются и потребляются. Россия сегодня занимает пятое место среди стран-импортеров после Европейского союза, США, Китая и Японии.

А по потреблению минеральных удобрений мы занимаем только 15-е место, что радует, здесь лидеры – Китай, Индия и США. Опережают Россию по этому показателю Турция, Испания и Польша, а ведь именно фруктами и овощами из этих стран заполненными наши магазины. В потреблении минеральных удобрений на гектар обрабатываемых земель лидируют Новая Зеландия, Малайзия и Египет, Россия не входит в первые 30 стран. Преимущественно азотные удобрения используют Египет, Турция, Китай, мы в этом деле лишь на 85-87-месте. Россия обладает 9% мировой продуктивной пашни, 52% черноземов, 20% запасов пресной воды. При этом мы сегодня импортируем продовольствие на 30 млрд долларов (рост к 2000 году в 5,7 раза) из стран дальнего зарубежья и на 6,2 млрд – из ближнего. С 2000 по 2010 год импорт мяса (без птицы) увеличился в 3,1 раза, рыбы – в 2,4, молока – в 3,1, картофеля, лука и чеснока – в 2,2, томатов – в 6,6, яблок – в 5,5, пальмового масла – в 4,2 раза, хотя Россия производит четверть мирового объема подсолнечного масла.

Объем российско-турецкой торговли в 2010 году превысил 26 млрд долларов. Россия поставляет Турции энергоносители (три четверти экспорта), металлы и изделия из них (17%). Почти половину экспорта сельхозпродукции составляют пшеница и рожь, по 12% - подсолнечное масло и рис. Ввозим мы продовольствие (28%), машины и оборудование (32%), текстиль (18%). Половину сельхозимпорта из Турции составляют фрукты, плоды и орехи, 32% - овощи, в том числе томаты – 26%, табачное сырье – 4%. Даже на Кубани, где в 2009 году объемы производства овощей выросли на треть, вытеснить турецкие помидоры и огурцы из-за их дешевизны не удается. При этом стоит учесть тот факт, что в Турции очень слабо контролируется использование пестицидов и удобрений. Производители – практически неподнадзорные небольшие семейные фермы, продукцию которых скупают перекупщики. В 2011 году Россельхознадзор запрещал импорт турецких овощей из-за обнаруженного превышения содержания в них пестицидов, нитратов и нитритов. В партиях турецкого винограда обнаруживались циперметрин и хлорпирифос (синтезированный в Германии как нервнопаралитический газ).

По данным Greenpeace, 80% китайцев не доверяют безопасности отечественных продуктов питания: почти 90% образцов овощей и фруктов содержали большое количество остаточных химикатов, 20% содержали запрещенные соединения, 60% - по пять соединений, а совместный эффект от нескольких препаратов может иметь более сильные и не изученные последствия. Причем сами китайские крестьяне давно не едят продукцию, которую они продают на рынке. Китайские мигранты в России используют агрохимикаты, запрещенные на территории РФ. В мигрантских теплицах и хозяйствах Иркутской, Самарской, Свердловской, Магаданской областей обнаружено превышение по различным химикатам в разы и в десятки раз.

Польша – крупнейший поставщик яблок в Россию. Для сохранности продукции используется метилциклопропен (он же применяется в холодильных установках), тормозящий выделение из яблок этилена в процессе их созревания. Так что, покупая красивые польские яблочки в надежде на витамины, можно легко купить лежалую продукцию.

Тем временем в сельском хозяйстве России наблюдается спад по всем показателям. В 2009 году производство хлеба и хлебобулочных изделий составило 39,6% от уровня 1990 года, мяса – 52%, в том числе говядины и телятины – 8,2%, свинины – 35,9%,  животного масла – 28%.

По данным Росстата импорт пальмового масла в Россию возрос со 158 тыс. т в 2000 году до 690 тыс. т в 2008 году (27,8% от российского производства растительных масел). Еще в 1994 году 18 самолетов МиГ-29 были фактически обменены на малазийское пальмовое масло (сумма контракта с Малайзией составляла 800 млн долларов и половина была оплачена поставками в Россию масла). В 2003 году основная часть контракта стоимостью 192 млн долларов (166 млн долларов) на поставку двух Су-27, двух Су-30 и двух вертолетов Ми-35 также оплачивалась бартером, в основном, этим продуктом. На приведенном авторе графике производства молочной продукции в нашей стране с 2000 по 2010 год при неизменном уровне производства молока кривые выпуска сливок, жирного творога, сырков и творожных масс, жирного сыра в разной степени повторяет возрастающую кривую импорта пальмового масла.

Большинство современных методов фальсификации сводятся к нарушениям технологии производства, использованию более дешевого компонента, который часто не имеет ничего общего с натуральным, и последующему доведению физико-химических показателей до норм, установленных нормативной документацией. Соя, если это не трансгенный продукт,  для здоровья не вредна, а  стоит в 10 раз дешевле говядины. По технологии в каждый килограмм сои надо добавлять три литра воды, которая ее связывает. Поэтому, чтобы удержать воду оболочка у соевой колбасы должна быть ненатуральной. Однако при использовании сои необходимы химические добавки с целью сделать вкус неотличимым от «оригинала». Использование 1 кг изолированного соевого белка заменяет 7 кг жилованной говядины, свинины или мяса птицы, снижая на 70% затраты на приобретение мясного сырья. А вот, например, в Германии и сейчас действует принятый в 1516 году (!) закон о качестве пива, ограничивающий набор используемых при его производстве ингредиентов водой, ячменем и хмелем.

В 2012 году в Великобритании был опубликован отчет, из которого следует, что безопасность технологий генной инженерии не доказана, генномодифицированные продукты должным образом не протестированы на людях, а результаты ряда исследований вызывают беспокойство. Докладчик рассказал рецепт производства сосисок для бедных: определенный объем свиной шкурки вымачивают до желеобразного состояния (образуется коллаген, его по сути есть нельзя – он не усваивается) и добавляется выжимка из костей курицы. После удаления мяса остов курицы отжимается под прессом, твердые составляющие остатка идут на изготовление костной муки для скота, а мягкие – для приготовления сосисок, но в них остается примерно 4-5% мелких костей. Добавляется перец, ароматизаторы и добавки. Стоят такие сосиски очень дешево, но если ими питаться постоянно, то язва желудка гарантирована. При больших сроках созревания сыров (сыр «Швейцарский» имеет срок созревания 6 месяцев, сыры «Алтайский» и «Советский» – 4 месяца, «Костромской – 2,5 месяца) основным направлением инновационной деятельности может стать сокращение этого времени, ведущее в итоге к снижению качества продукции.

В СССР действовали свыше 25 тысяч государственных и отраслевых стандартов, стандарты предприятий. В июле 2003 года с отменой «Закона о стандартизации» они перестали существовать, а нынешним ГОСТам верить не стоит. При разработке нового федерального закона «О техническом регулировании» использовался опыт США – минимальные ограничения для бизнеса и максимум информации для населения. А еще автор напомнил слова 26-го президента США Теодора Рузвельта: «Пусть лучше бизнесмены ведут свое дело честно, чем отдают часть сверхприбыли на благотворительность» - сказанные про американских бизнесменов они сегодня очень подходят и к российским.

При использовании мобильной связи возникает излучение в ультравысоком частотном диапазоне – от 300 МГц до 3 ГГц, т.е. превышающее на 5-8 порядков максимальное электромагнитное излучение компьютера (от 5 Гц до 400 кГц). Уровень излучения мобильных телефонов оценивают по удельной величине поглощения излучения организмом человека. Оказывается, чем больше функций у телефона, а значит, чем он дороже, тем больше он излучает и наносит вред организму владельца.

Из приведенных примеров автор делает вывод: необходимо усиление внимания к национальной безопасности, поскольку употребление таких продуктов не способствует укреплению здоровья нации, а наоборот, повышает смертность россиян. В долгосрочной перспективе это позволяет некоторым соседним странам, претендующим на нашу территорию, надеяться на осуществление своих целей невоенными методами.

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить