Дата 18.04.2024

UHL neutron

Нейтрон за прошедшие десятилетия становится все более привлекательным. Он легко проникает в вещество, позволяя получить информацию о его строении, чем и пользуются не только физики, но биологи, материаловеды, геологи, химики, другие специалисты.

Более 20 лет в Дубне, в Объединенном институте ядерных исследований проводятся международные совещания по взаимодействию нейтронов с ядрами – ISINN. Выросли они из Всесоюзных совещаний по нейтронной физике, проходивших в Объединенном институте в 1980-х годах.

Участников ISINN, в первую очередь, интересуют фундаментальные свойства нейтрона. Именно их исследует один из участников прошедшего 22-го совещания ISINN Р. Голуб из США, автор хорошо известной монографии по ультрахолодным нейтронам. Когда он только начинал свой путь в науке, то специально выучил русский язык, чтобы читать работы советских физиков – пионеров исследований ультрахолодных нейтронов.

Именно в Дубне, летом 1968 года на первом маломощном реакторе ИБР были зарегистрированы ультрахолодные нейтроны, движущиеся по сравнению с другими элементарными частицами очень медленно – со скоростью, примерно, 1 метр в секунду.

Группа сотрудников Лаборатории нейтронной физики ОИЯИ под руководством члена-корреспондента АН СССР Ф. Л. Шапиро в последнюю неделю работы реактора перед его остановкой на реконструкцию сумела провести эксперимент, в котором впервые наблюдалось явление удержания в сосудах очень медленных нейтронов, предсказанное советским физиком академиком Я. Б. Зельдовичем.

Команда молодых людей, которую составили В. И. Лущиков, А. В. Стрелков, Ю. Н. Покотиловский, Е. Н. Кулагин, С. И. Неговелов, А. И. Иваненко, вдохновленная и поддерживаемая Федором Львовичем Шапиро, смогла всего лишь за две недели проделать непростой путь от изготовления в мастерских необходимого оборудования до открытия самого явления. Оно, в свою очередь, открыло новую область исследований – физику ультрахолодных нейтронов, в сферу которой постепенно вошли ведущие российские ядерно-физические центры и исследовательские центры в Германии, Франции, Великобритании, США и Канаде.

Что их привлекало в этой области? Удержание ультрахолодных нейтронов в сосудах дает исследователям возможность дольше наблюдать за этой элементарной частицей, что существенно, в тысячи раз (!), увеличивает чувствительность и точность экспериментов по изучению взаимодействия нейтронов с полями и веществом. А это уточняет не только наши представления об этой частице, но и об устройстве Вселенной: почему, например, в ней материи гораздо больше, чем антиматерии и почему последняя не наблюдается в количествах, предсказанных теорией.

Об этих и многих других экспериментах, ведущихся сегодня или планирующихся в будущем в мировых научных центрах, и шла речь на совещании, собравшем в Дубне свыше 120 специалистов из двух десятков стран от Европы и США до Алжира, Индии и Ирана. Ведь ISINN – традиционное место дружеского, а иногда и критического обсуждения готовых результатов или «сырых» данных, которые его участники не боятся выносить на суд коллег, осмысления уже проведенных экспериментов и планирования совместных исследований. А еще ISINN, и в этом единодушны участники каждого совещания из разных стран,  – это место встречи коллег, которые давно знают и уважают друг друга, место встречи настоящих друзей!