. Дубна: -1 oC
Дата 19.03.2024
rss telegram vk ok

Объединенный институт ядерных исследований и Министерство науки и технологий Китайской Народной Республики подписали соглашение об участии КНР в строительстве и эксплуатации флагманского проекта ОИЯИ – коллайдера NICA.

Подписи под соглашением поставили замминистра науки и технологий КНР Хуан Вэй и первый вице-директор ОИЯИ Григорий Трубников.

Соглашение ставит своей целью укрепить сотрудничество между ОИЯИ и КНР в области фундаментальных научных и прикладных исследований. В соответствии с тезисами соглашения стороны договорились создать Двусторонний координационный комитет (ДКК), включающий равное количество представителей от каждой из сторон. В компетенцию ДКК, который будет руководствоваться решениями высшего органа управления и контроля проекта – Международного наблюдательного совета NICA, войдет решение технических и финансовых вопросов участия китайских научных организаций в строительстве и эксплуатации комплекса NICA. Старт  ускорительного комплекса NICA намечен на 2023 год.

Подписанное соглашение является итогом развития сотрудничества на базе четырехстороннего Протокола, подписанного в 2015 году Министерством науки и технологий КНР, Министерством образования и науки Российской Федерации, Китайской Академией наук и Объединенным институтом ядерных исследований. От ОИЯИ Протокол подписал Григорий Трубников, выступивший его инициатором и возглавивший процесс работы над  соглашением. 

По словам директора ОИЯИ академика Виктора Матвеева, подписание документа об участии Объединенного института ядерных исследований вместе с Китайской Народной Республикой в реализации уникального проекта NICA является для института историческим моментом. "Очень важен факт, что подписание состоялось в ходе открытия Годов китайско-российского научно-технического и инновационного сотрудничества. Это демонстрирует, какое место занимает наш флагманский проект NICA в общем контексте российско-китайского сотрудничества", – отметил директор ОИЯИ.

"Для нас очень актуально и значимо участие Китая в создании электромагнитного калориметра для нашего базового детектора MPD, масштабы которого таковы, что реализовать эту задачу усилиями одного института невозможно, – подчеркнул вице-директор ОИЯИ и руководитель проекта NICA Владимир Кекелидзе. – Следующая совместная задача – разработка самых современных детекторных подсистем. Речь идет о так называемой технологии MAPS (Monolithic Active Pixel Sensors). Это самый передовой фронт детекторных технологий в области физики высоких энергий, технология, которая еще не была использована ни в одной из ныне действующих установок".

Кроме этого, китайские коллеги подключатся к разработке электроники для детекторов коллайдера NICA. На основе технологий, которые разработаны и используются в проекте NICA, в ОИЯИ планируют вместе с китайскими учеными и инженерами создать сверхпроводящий накопителе энергии, который считается технологией будущего и прорывом в современной энергетике, добавил Владимир Кекелидзе.

Первый вице-директор ОИЯИ Григорий Трубников считает, что подписание соглашения между ОИЯИ и КНР случилось довольно быстро, учитывая огромный масштаб Китая как страны и ОИЯИ как организации, включающей в себя 18 стран-участниц. "Всего лишь за пять лет мы совершили, я бы сказал, просто фазовый переход и качественный скачок от намерений до совершенно конкретных шагов и дел. Здесь самое главное, помимо политического решения, что к проекту присоединяются реальные организации, реальные люди. Мы очень благодарны нашим китайским партнерам в лице Института физики плазмы в г. Хэфэй, Университета Цинхуа, Института современной физики в Ланчжоу, Пекинского Университета, ну и конечно, в лице сотрудников международных департаментов Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства науки и технологии КНР. Без их помощи, без их усилий мы бы не пришли к той победе, которую мы сегодня оформили в виде документа. Хочу отметить очень важную, идеологическую роль академика Владимира Георгиевича Кадышевского, который был одним из апологетов укрепления и развития отношений с Китаем. И, конечно же, поддержку нашего директора академика Виктора Анатольевича Матвеева, который сделал КНР одним из приоритетов Института в части привлечения новых стран. Со стороны Китая также были две ключевые фигуры, чью роль нельзя не упомянуть. Это профессор Цзянган Ли, в то время директор Института Хэфэя, а ныне вице-президент Академии инженерных наук Китая. И еще один человек, который продвигал этот проект и наше сотрудничество, – это Цао Цзяньлинь, занимавший в то время пост заместителя министра науки и технологий КНР, а ныне директор одного из крупнейших институтов в Пекине – Института лазерной физики. И я также с благодарностью упоминаю сегодня роль нашего отдела международных связей, который видел это задачей супер-приоритета для себя. Неоценима и роль Лаборатории физики высоких энергий ОИЯИ. Все мы вместе общими усилиями сделали несколько важных шагов на этом долгом пути в тысячу миль, в конце которого на финише нам хотелось бы видеть полноправное членство Китая в ОИЯИ».

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить