. Дубна: 7 oC
Дата 24.04.2024
rss telegram vk ok

Как внедрить логику в сознание, как обеспечить людей работой, а предприятия – нужными кадрами, обсуждали и предлагали студенты-айтишники на Седьмой школе  ОИЯИ – ЦЕРН по информационным технологиям в Дубне.

Пока в ток-шоу «Большая наука. На грани безумия» сожалели о тотальной узурпации памяти молодого поколения тэрабайтными флэшками, в Доме международных совещаний ОИЯИ начинающих программистов учили устанавливать логические связи между большими базами данных.

Факты не должны пылиться на чердаке сознания человека или носителя памяти, они должны работать. Для всеобщей пользы.

С 24 по 28 октября – с понедельника по пятницу – почти сотня студентов из российских и казахских вузов с кратким перерывом на сон (кому удавалось) работала, не покладая рук.

С девяти утра до самого вечера слушали лекции маститых специалистов по IT-технологиям из разных стран мира. (Рабочий язык школы – английский).

В свободное от лекций время – соревновательная практика.

В первой же лекции первого дня занятий студенты получили задание для хакатона.

Хакактоны сейчас в моде.

Английское слово hackathon в буквальном переводе означает «хакерский марафон». Потому что получилось объединением глагола hack и существительного marathon.

В народе под словом «хакер» понимают взломщиков компьютерных систем.  В спецслужбах – тоже. Но у слова hack есть много значений. Одно из них – прорубать дорогу. Ведь существительное hack переводится как «мотыга».

Так что трудное слово «хакатон» имеет вполне позитивный смысл.

Хакатонами называют то, что прежде именовали мозговым штурмом. Только проводится такой мозговой штурм в игровой форме, непрерывно, в течение одного-двух дней. Собирай команду, запасайся едой и спальными мешками для офиса – и вперед, на штурм поставленной задачи.

Молодых программистов в Дубне, на школе ОИЯИ-ЦЕРН «Грид и расширенные информационные системы», призвали на битву роботов. В виртуальном пространстве роботов обычно называют ботами. Боты могли ходить по полю размером 50 на 50 клеточек по определенным организаторами хакатона правилам. Каждый бот обладал изначально 100 солдатами на своей исходной позиции (несколько клеток поля). Солдат можно было распределить по клеткам позции по собственному усмотрению. Солдаты размножались согласно заданной хакатоном схеме.

Цель хакатона: написать программу управления ходами бота так, чтобы победа оказалась за ним. Побеждал тот бот, которому удавалось за 1000 ходов оккупировать своими солдатами большую часть клеточек поля.

Другим соревнованием студентов школы стало тестирование по первой части лекций школы в Дубне. Предмет тестирования – владение информационными технологиями.

Студенты-айтишники представляли МИФИ, МГУ, СПбГУ, РЭУ имени Плеханова, ВШЭ, РУДН, Тверской, Самарский и Дубненский госуниверситеты, Евразийский университет имени Гумилева в Астане. И кто, вы думаете, победил в тестировании?

Нет, не МИФИ и не МГУ. И даже не СПбГУ. Победу одержала команда Российского экономического университета имени Плеханова. Кстати, Плехановский университет участвовал в организации Школы ОИЯИ – ЦЕРН в Дубне. И знаете почему? В Плехановке уже год работает Научно-исследовательская лаборатория облачных технологий и аналитики больших данных. Руководит ею директор Лаборатории информационных технологий ОИЯИ Владимир Кореньков – сопредседатель Школы ОИЯИ – ЦЕРН.

Профессор Владимир Кореньков часто говорит журналистам (и не только журналистам), что российские университеты в последнее время плохо готовят специалистов по информационным технологиям. По его мнению, причины две: 1) в школе плохо преподают информатику; 2) университетские программы преподавания IT сильно отстают от темпов развития IT. Вот и занялась Лаборатория информационных технологий ОИЯИ подготовкой айтишников и в высшей школе, и на площадке ОИЯИ вместе с ЦЕРН. Именно физики, ведущие крупные ускорительные эксперименты, толкают развитие информационных технологий, потому что им нужно то, чего еще никто в мире не делал.

К примеру, для ускорения обработки экспериментальных данных строят модели, используя технологии решений, применяемых в бизнесе или лингвистическом поиске.

Две из двадцати восьми лекций Школы ОИЯИ – ЦЕРН назывались: «Хранилище данных для бизнес-аналитики» и «Семантическая интеграция разнородных информационных систем на основе принципов архитектуры, управляемой моделью».

А чтобы понятны были интересы физиков ОИЯИ к IT-технологиям, целый учебный день посвятили биоинформатике, программированию для дубненского коллайдера NICA и для экспериментов Большого адронного коллайдера в Женеве.

В заключительный день занятий организаторы попросили студентов школы провести небольшой анализ самой школы: насколько были понятны и доступны лекции на английском языке, нужна ли специализация при организации учебы.

Высказались представители всех университетов, что прислали своих питомцев в Дубну.

– Это был первый наш опыт общения с такой уникальной организацеий, как ОИЯИ, – начали анализ студенты Плехановки.– Надеемся, что для остальных участников эта школа была такой же увлекательной, как для нас. Но интерактивного элемента школы, соревнований хотелось бы больше.

Петербуржские студенты сказали, что хотелось бы разграничить лекции и практические занятия. И практики хотелось бы побольше.

– Атмосфера замечательная, – признались представители команды МИФИ (физики, не айтишники). – Неожиданно интересно было обсуждать вопросы, не связанные с физикой, которые расширили наш кругозор. Хотелось бы больше мастер-классов, практики и чего-то связанного с физикой.

Больше практики и физики пожелали для следующей школы и студенты Высшей школы экономики. И еще – ссылок на тематику лекций, чтобы можно было заранее подготовиться к предмету лекции и задавать осмысленные вопросы.

Посланцы Российского университета Дружбы Народов предложили расширить практику за счет заданий по материалам лекций школы. Прослушал лекцию – и тут же закрепил новые знания на практике.

Студенты Тверского университета попросили в следующий раз сделать хотя бы час перерыва в день, чтобы прогуляться по улице и снова садиться за свои ноуты со свежей головой.

Московский госуниверситет представляли биологи. Им все лекции показались интересными и доступными, несмотря на то, что большая часть информации была раньше им неизвестна.

Школа ОИЯИ – ЦЕРН «Грид и расширенные ифнормационные системы» завершилась вручением призов победителям соревнований и сертификатов всем участникам.

Со стороны организаторов подвел итог занятий в Дубне научный руководитель РЭУ имени Г.В.Плеханова профессор Сергей Валентей: «Обычно на лекциях есть студенты, у которых горят глаза, есть – которые глядят в смартфон, а есть – которые спят. Здесь у всех горели глаза, никто не спал».

Оно и правда – даже ночами не спали. Учились и работали. Выспятся дома.

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить