. Дубна: 7 oC
Дата 25.04.2024
rss telegram vk ok

Свои первые две ракеты в субботу 15 апреля запустили в космос ученики Школы юного инженера «Вектор NICA» и кружка «NICA-школа». Пуском отметили День космонавтики.

Ракеты школьников – пока модели настоящих, и космос, конечно, тоже. Ракеты имеют высоту 45 сантиметров, а космос простирается на 200 метров ввысь. Но ракеты стремительно взмыли в небо, летели красиво и приземлились целыми и невредимыми. Первую ракету назвали NICA и написали это имя на ее борту.

И самое ценное в этом: ребята сделали ракеты собственными руками.

Трехмерный эскиз конструкции начертили в системе автоматического проектирования ADEM, напечатали детали ракеты на 3D-принтере Picaso платсмассовой нитью. Потом из деталей собрали корпуса летательных аппаратов, вставили твердотопливные двигатели и запустили в небо.

Вся эта история создания ракеты поместилась в трех строчках текста. А в реальности на нее ушло три месяца самостоятельной работы школьников.

Три месяца вместили и периоды простоя ракетных работ на время ремонта и технического обслуживания 3D-принтера в городе Зеленограде, а также на время подготовки юных инженеров к городской конференции школьников «Юный исследователь», где ребята рассказали о процессе создания ракеты путем автоматичесого трехмерного моделирования.

Во время простоя принтера школьники параллельно занимались моделированием детектора MPD строящегося в Дубне коллайдера NICA. Ложемент и ярмо детектора уже готовы не в цифровом, а в отпечатанном из пластмассы виде. Каждый может потрогать и даже разобрать конструкцию на части, чтобы посмотреть, как она устроена.

Стартовую площадку готовили вместе с родителями

Процесс создания ракеты показал ребятам, что профессия инженера-конструктора состоит не только из умения пользоваться системой автоматического проектирования и 3D-принтером. Чтобы созданная конструкция работала в реальности, нужно представлять себе ее в деталях. Нужно понимать, по какой технологии могут быть изготовлены ее части, как они будут соединяться и взаимодействовать друг с другом. И главное – как обеспечить эффективное и безопасное использование этой конструкции.

Все эти представления и инженерные навыки приобретаются только в работе собственными руками над всеми элементами конструкции. Например, сделал ты парашют для эвакуации ракеты из космоса, парашют получился прекрасным, и сложил ты его правильно, но парашют не раскрылся. В чем дело? Оказывается, зацепился за кольцо крепления его в корпусе ракеты. Значит, кольцо должно быть сделано по-другому. И опять – за дело, собственными руками, пока не добьешься нужного надежного результата.

Профессия инженера – это захватывающий, кропотливый путь от собственной идеи к ее полному воплощению. Увлекательный квест, иногда лабиринт. Но победа в конце пути – это немыслимое счастье, сравнимое с золотом Олимпиады по накалу эмоций.

Двигатель установили прямо перед стартом

Первое счастье от полученного результата юные инженеры 15 апреля испытали вместе с родителями. На оттаявшем от снега поле в Ратмино все вместе оборудовали взлетную площадку. Освободили от дерна круг, чтобы уберечься от случайного возгорания травы при старте ракеты. На чистой земляной площадке оборудовали стартовый комплекс – треногу с направляющим стержнем. Соблюдая технику безопасности, двигатель установили в ракету прямо перед стартом. Двигатель соединили электродами электроподжига с пультом дистанционного управления.

Все удалились на безопасное расстояние от места старта. Ключ на старт, пошел обратный отсчет. Считали хором: «Пять, четыре, три, два, один. Пуск!» Вспышка пламени заведенного двигателя – и ракета в небесах. Полет нормальный. Приземлилась.

Двигатель соединили электродами с дистанционным пультом управленияДень был ветреный и холодный, чувства ребят – горячие. На праздник запуска ракет юных инженеров пришли юные тележурналисты из Школы телевидения «Юна». В интервью юным тележурналистам юные инженеры с волнением рассказывали, что хотят в будущем стать физиками-ядерщиками или конструкторами ракет, или космонавтами. Но в любом случае хотят разобраться, как устроен мир.

Юных инженеров зовут Алишер Абдуллаев, Лев Пидгайко, Павел Топчубаев, Михаил Чередеев, Иван Шилов. Им сейчас от девяти до четырнадцати лет.

Школа юного инженера «Вектор NICA» при поддержке ОИЯИ и Университета «Дубна» работает в средней школе №4. Кружок «NICA-школа» – в Центре дополнительного образования «Юна». Руководитель обоих объединений – Наталия Юрьевна Теряева.

Присоединяйтесь!

Телефон для справок +7 965 107 37 90.

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить