. Дубна: 13 oC
Дата 25.04.2024
rss telegram vk ok

Tretiakov«Нужно не Академию наук реформировать по плану правительства, а правительство по плану Академии наук!» Эти слова сорвали аплодисменты у слушателей публичной лекции 25 ноября в Доме международных совещаний.

Лектором был российский журналист Виталий Третьяков, политолог, ведущий авторской программы «Что делать? Философские беседы» на телеканале «Культура», декан Высшей школы телевидения МГУ и основатель «Независимой газеты», через которую за годы ее существования прошло около 500 молодых журналистов.  

Оратор отметил, что с почтением и восхищением относится к ученым-естественникам, назвал Дубну «золотым плодом российской науки». В Дубне журналист побывал впервые, тогда как  в новосибирском Академгородке он выступал уже не раз.

На этой встрече с сотрудниками ОИЯИ и другими неравнодушными горожанами он рассказал о своем видении политической ситуации в России, не только критикуя власть, но и предлагая пути развития государства. Свое мнение Третьяков не обосновывал, а декларировал, предлагал как одну из точек зрения на происходящее.

По его прогнозам, Евросоюз распадется, протянув примерно тот же срок, что и СССР, а Черное море станет «внутренним морем НАТО».

Завоевывать нас бесполезно

Третьяков начал разговор с небольшой ретроспективы:

– К истории, к прошедшему нужно относиться как к данности. Непорядочно пользоваться благами, созданными во времена Советского Союза и одновременно проклинать Россию.

Спасибо нашим предкам, что создали такое колоссальное государство – никто до сих пор не знает, что с ним делать! При Ельцине можно страну было брать голыми руками. Почему не взяли? Потому что завоевать государство – не главное. Самая большая часть работы начинается тогда, когда нужно управлять завоеванной территорией.

Сословная демократия

– В России сейчас действует отвратительная политическая система, – продолжил Третьяков. – Существующая конституция не подходит нашей стране.

Но в то же время, полагает он, мы особенные и потому не можем равняться на западные монархии и демократии, за исключением одного принципа: во всех западных странах многопартийность переродилась в двупартийность. Опыт последних 20 лет подтверждает верность этого и у нас. «КПРФ единственная напоминает нормальную оппозиционную партию», - считает Третьяков, оценивая жизнеспособность политического объединения по численности и длительности ее существования.

– Политики – очень инерционные люди, они боятся стронуть государственную махину. Путин не хочет заменять нынешний режим чем-то новым, потому что не знает, чем заменить. Путин симпатизирует советскому строю, как-то в начале своего правления он назвал распад СССР крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века.

Какую же структуру власти в России предлагает политолог? Сам он является приверженцем так называемой сословной демократии.

Выборы президента, по его мнению, должны быть прямыми, а в парламент должны баллотироваться представители значимых групп населения. По Третьякову, парламент должен состоять из «курий», куда избираются представители следующих профессий:

церковнослужители (как единственные носители морали);

деятели науки и образования;

военные и работники спецслужб;

врачи.

Также, думает журналист, стране с таким количеством минеральных ресурсов крайне нужно еще одно министерство – министерство геологии.

Реформы прибыльнее проституции

Профессор Владимир Никитин из ЛФВЭ ОИЯИ в качестве вопроса из зала предложил лектору идею о возвращении Госплана. Может быть, чтобы поднять промышленность в нашей стране, необходим список из нескольких позиций, в производстве которых бизнес не может править бал, где нужно государственное влияние?

– Могу только косвенно судить о тех "ужасах", которые творил Госплан, – согласился Третьяков. – Сегодняшние распоряжения сверху написаны настолько плохим языком, настолько длинны и запутанны... Наверху не очень много умных людей и еще меньше специалистов.

Если ты никакой специалист … (вставить профессию), то начинаешь в этой области реформу, поскольку как иначе скрыть, что ты ничего не знаешь?

Никакой торговле наркотиками, проституции и торговле людьми и не снились доходы, получаемые от реформ! И для президента крайне опасно противоречить интересам этого слоя бизнесменов.

Притом, что журналист является явным сторонником президента, он недоумевает, как Путин мог допустить реформу образования, считает ее личной ошибкой главы государства: Путин при проведении этой реформы до последнего демонстрировал инертное отношение к ней и даже ожидал инновационного взрыва.

– Не надо вообще трогать то, что у нас эффективнее, чем в других странах! Только враги народа могут проводить такие реформы, – заключил Виталий Третьяков.

Почему нет денег на проект NICA?

Директор ОИЯИ академик Виктор Матвеев затронул на лекции тему трудностей в реализации мегасайенс проектов. В проект NICA Объединенного института ядерных исследований уже готова вложиться даже ЮАР, Россия же медлит до сих пор и пока кормит проект лишь бумагами. 126 млрд рублей, растраченных в Сколково, – это примерный бюджет 15 проектов Объединенного института. Неужели президент не видит, куда лучше вложить средства?

Третьяков пояснил, что сам Путин еще в 2001 году говорил о том, что указы президента не имеют реальной силы. Несмотря на это, президент с большой неохотой меняет членов правительства.

– Аппарат через себя пропускает только то, что выгодно аппарату. Элитная тусовка у нас уверена, что Россия – самая отсталая страна. К сожалению, чиновников не связывает со своей страной ничего, кроме синекуры.

Президент как всякий начальник понимает, что нужно выбрать приоритеты, а остальное отдать на откуп людям, которым ты должен доверять. Потому что иначе работать невозможно. Нельзя всё сделать самому.

И вот приходит чиновник на работу, имея список из 25 дел на рабочий день. Первые 15 из них – личные, которые он рассчитывает сделать силами и средствами своей должности. И только с 16-го пункта идут государственные дела. Пару из них он, дай Бог, решит, если они, конечно, не противоречат первым 15-ти…

Мы часто сталкиваемся с тем, что какой-то министр не может хорошо выполнять свои обязанности. Оправдывают это тем, что мало опыта работы в должности. Но это президентом нельзя научиться быть, не став президентом, а вот толкового министра подготовить реально. Но наши министры даже не говорят публично, а значит, они не политики. Исключения немногочисленны – Шойгу, Мединский, Лавров.

Переориентация рынка

Наша газета задала Виталию Товиевичу вопрос: «Могут ли другие государства подвигнуть Россию переориентироваться с внешнего рынка на внутренний (что стало бы для нее благом)?».

Третьяков ответил, что поспособствовать этому может политическая катастрофа внутри европейской цивилизации или прямо внутри страны. Пока ничего подобного не наблюдается.

Третьяков указал еще два решения для развития российской экономики - объявить мораторий на вывоз древесины из страны. Экономические потери были бы невелики, но это помогло бы поднять авторитет государства.

Также, по словам именитого журналиста, нужно создать агентство, которое «за деньги, на которые можно прожить до следующего открытия», будет скупать для государства изобретения у его авторов. А потом по гораздо большей цене – продавать за рубеж.

– Зачем нам столько экономистов, если все они друг другу противоречат, и ни один прогноз не сбывается? – задался вопросом лектор. – За 20 лет они уже могли бы решить, каким образом из науки как науки сделать науку как бизнес.

P.S. «Помимо революции, способ воздействия на власть один – это средства массовой информации», – это и разъясняет Виталий Товиевич своим студентам.

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить