. Дубна: 2 oC
Дата 23.11.2020
rss vk ok fb twitter

Ученые, богословы и философы два дня обсуждали в Дубне тему развития творческого потенциала человека и общества в 21 веке. Конференция «Наука. Философия. Религия» прошла в 18-й раз.

Дубна давно сроднилась с конференцией «Наука. Философия. Религия». Многие дубненцы ждут её с нетерпение, потому что темы её всегда заманчивы, а доклады интересны и оригинальны. Да и где еще увидишь и услышишь столько кандидатов и докторов самых разных наук, как ни на этой конференции?

Нынешняя – восемнадцатая – добавила к постоянным участникам новых лекторов и новых слушателей.  Кто-то пришел специально на академика РАЕН Алексея Ильича Осипова, заслуженного профессора Московской духовной академии и семинарии, доктора богословия. Кто-то – на доктора философских наук Андрея Николаевича Павленко, руководителя научно-исследовательской группы «Онтология» Института философии РАН. А иные – на «любовь всех филологов» Татьяну Евгеньевну Владимирову, доктора филологических наук, профессора Института русского языка и культуры МГУ, Российского университета дружбы народов. А другие – на земляков, дубненских лекторов, сотрудников ОИЯИ: доктора физико-математических наук, профессора Владимира Алексеевича Никитина и доктора физико-математических наук, профессора Виктора Николаевича Первушина. Кроме них, доклады прочитала еще полтора десятка ученых.

Лекторы рассмотрели творчество во всем его многообразии (от иконописи до научных открытий) и времени (от эпохи Платона до нынешнего времени «смайликов»), со всех возможных сторон (от языковых фонем до нейробиологии) и приносимых результатов (от гениальных стихов Пушкина до котлет). Словом, разложили всё по научным полочкам и в итоге оставили творчеству его главную составляющую – тайну.

Доктор философских наук А. Т. Казарян, профессор Московской духовной академии и семинарии, рассуждая о теме творчества в русской философии и православном богословии 19-20 веков, согласился с философом Бердяевым, считавшим, что именно творчество составляет смысл жизни, что творчество – есть религиозное оправдание человека перед Богом. 

А. Б. Ефимов, доктор физ.-мат. наук из Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, посвятил свой доклад наследию протоиерея Всеволода Шпиллера, который считал, что творчество возникает огненным движением любви, что в каждого человека Богом вложена духовная икона и каждому дана тема жизни и свой путь раскрыть эту тему. Этот путь всегда добро, но мы можем идти и не идти по нему – свобода выбора за нами.

На вопрос ведущего заседание академика А. И. Осипова, что у Шпиллера самое существенное в его заметках, докладчик ответил: это то, что образ Творца вложен в нас и неистребим, что всегда до него можно подняться, чтобы ни случилось, как бы ты ни пал.

О русском слове как акте творчества эмоционально и поэтично поведала доктор филологических наук Т. Е. Владимирова. Она говорила о том, что русский язык создан по законам красоты, и мы говорим, исходя из законов красоты, а потому никогда не скажем «я победю» (хотя по правилам надо бы сказать так). Потому русский язык труден для усвоения иностранцами: очень много в нем исключений из правил. Также трудно перевести русские стихи. Слово «брат» ни в одном языке не имеет тех значений, что у нас. И слова «совесть», «судьба»  – непереводимы. Русский язык, по выражению докладчицы, проклюнулся в 13 веке, стал инаковым, отличным от белорусского и украинского, и тогда же на него очень повлияло православие. По мнению доктора филологических наук, православие нас сделало красивыми и сделало красивым наш язык. Русские творили язык так, как поняли себя перед Богом, потому у нас больше, чем в других языках, приращений смыслов. Судьба – это не просто фортуна, но и суд Божий, и суд собственной совести и еще много чего, что каждому русскому понятно без рассуждений. А наша ментальность моментально схватывает эмоциональность, доверительность языка и формирует соответствующие черты русского характера…

Это лишь маленькая толика из того, что прозвучало в речах ученых, рассуждавших о творчестве с точки зрения науки, философии и религии в Доме международных совещаний 17 и 18 ноября.

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить