Социологи из «Лаборатории Крыштановской» изучили представления о жизни четырех групп молодежи в 26 городах России. Эти представления очень точно характеризуют состояние современного российского общества как результат его реформ.
Опрос фокус групп и глубинные интервью проводились в декабре 2012-го – феврале 2013 года.
НЕ РАБОЧИЕ, НЕ КРЕСТЬЯНЕ, НЕ ИНТЕЛЛИГЕНТЫ
В ходе исследования было выявлено, что молодежь испытывает серьезные проблемы с социальной самоидентификацией. Нет устоявшегося видения структуры российского общества и своего места в ней.
В СССР каждый ребенок знал, что общество, в котором он живет, состоит из рабочего класса, крестьянства и интеллигенции. Каждый понимал, к какой социальной ячейке он относится – к рабочим, крестьянам или служащим.
Для современного молодого человека социальные слои представляются размыто. Рабочий стал для молодежи неотличимым от работника, работающего человека. Крестьянин заместился фермером, о жизни которого городская молодежь почти ничего не знает, или бизнесменом, который занимается агробизнесом.
Интеллигент превратился в категорию скорее нравственную, нежели структурную. Интеллигент в понимание нынешнего молодого человека – существо высокоморальное и невероятно вежливое. В этой трактовке категорию «интеллигенция» молодые люди к себе не применяют.
Только половина учащихся вузов смогла идентифицировать себя как студентов. Общая картина социального пространства на сегодняшний день выглядит совершенно не структурировано. Социальные статусы «работник», «интеллигенция», «средний класс» соседствуют в головах молодых людей с традиционными профессиями (инженер, педагог, механик). Непропорционально большое место в оперативной памяти молодежи занимает «политик» (чиновник, депутат), несмотря на то, что численность этой группы в населении страны занимает менее 1% . Также преувеличена роль журналистов.
МИФИЧЕСКИЙ СРЕДНИЙ КЛАСС
Концепция«среднего класса» была выхвачена российскими политологами из контекста западной социологии и внедрена на российской почве. На Западе теория среднего класса возникла на базе общества, в котором был четко обозначен «верх» (социальная элита) и «низ» (неквалифицированные рабочие). У нас эту теорию использовали сепаратно, не системно, понятие «среднего класса» возникло в России как бы в социальном вакууме.
По мнению молодежи, «средний класс» не связан ни с определенным уровнем образования, ни с уровнем заработка. Зато респонденты проявляли твердую уверенность в том, что «у нас его нет».
В целом понятие «среднего класса» соседствует с понятиями «богатства» и «состоятельности». То, что российская молодежь понимает под «средним классом», соответствует западному «высшему среднему классу» (upper middle class).
Молодые люди считают, что в стране будет лучше жить, когда в ней появится «средний класс», а сейчас плохо потому, что «среднего класса» нет. А если кто-то и выдает себя за «средний класс», то это средний класс ненастоящий. Никто из участников опроса не отнес себя к среднему классу.
Я – ОБЫЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Вопрос «к какой социальной группе общества Вы себя относите?» вызвал немалое затруднение у молодых людей. Подумав, многие отвечали: «Я обычный человек», или «Я типичный житель России», или «Я простой работник». Понятие «обычный человек» стало заменяющим для западного концепта «среднего класса» и вызывает гораздо больше приятия в молодежной среде.
А ПО ПРОФЕССИИ ТЫ КТО?
Опрошенные молодые люди в каждой социальной группе относили себя к трем основным категориям профессий:
Студенты-гуманитарии | Студенты-технари | Молодые специалисты | Рабочие |
Студент | Студент | Педагог | Механик |
Магистрант | Инженер | Айтишник | Продавец |
Педагог | Аспирант | Менеджер | Рабочий |
Новые профессии
Бизнесмены и предприниматели входят в десятку наиболее часто упоминаемых социальных слоев. Причем контекст упоминания этой группы, как правильно, позитивный. Понятие «предприниматель» связывается с профессиями «бизнес-тренер», «бизнес-консультант», «бизнес-инструктор» и менеджерами всех сортов.
Слово «олигарх» не входит в лексикон молодых людей, но если и упоминается, то исключительно в негативном контексте. Про олигархов принято или шутить, или обвинять их в том, что они «наворовали».
Другой бурно растущей группой являются профессии, связанные с компьютерами и Интернетом. Простой программист постепенно уступил место «айтишнику» – человеку, жизнь которого связана с высокими технологиями. В этой обширной группе можно встретить как простых программеров, так и веб-дизайнеров, сисадминов, редакторов сайтов, IT-консультантов и сервисных работников, занимающихся починкой и наладкой компьютерного оборудования. Даже «блогер» рассматривается как самостоятельное занятие, способное приносить доход. Работа в IT-секторе представляется молодым людям интересной и привлекательной, хотя часто используется не в качестве основной профессии, а в качестве возможного приработка.
Маркетологи, пиарщики и рекламщики – третья группа профессий, привлекательная для молодежи. Участие в пиар-кампаниях, в маркетинговых и социологических исследованиях, организация мероприятий, праздников, корпоративов, дизайн и оформление – возможный доход для студента. Эти профессии выглядят современно и гораздо привлекательнее таких старых форм частичной занятости студентов, как работа официантом, грузчиком, посудомойкой или уборщицей.
РАБОТАЮЩИЕ БЕЗРАБОТНЫЕ
В ходе исследования было обнаружено удивительное явление: работающие молодые люди (как с высшим образованием, так и без него) относили себя к числу безработных. Это связано с тем, что они воспринимают свои заработки как случайные и не связанные с постоянным местом работы, с перспективой карьерного роста. Любая стабильная работа для них – мечта, так как реальность переносит их в совсем не стабильный мир. В этом мире педагог становится репетитором, журналист – фрилансером, юрист – консультантом, программист – айтишником на удаленном заработке и проч.
Контракты или договоренности о временной работе, part-time job (работа по совместительству со свободным графиком) – такие все более распространяющиеся формы занятости обрекают современного человека на поиски стабильности. Специальность, получаемая в вузе, не дает им профессии, которая могла бы создать основу для их благополучия на долгие годы.
Доход, которые получают молодые люди, зачастую не стабильная зарплата с социальным пакетом и ежегодными премиями, а достаточно случайные заработки.
ВНЕДОРОЖНИКИ
Отсутствие стабильной занятости в российской экономике способствует возникновению новой социальной группы – «внедорожников»: молодых людей, не имеющих проторенной жизненной дороги. Они легко цепляются за временные формы активности, ходя по кругу низкодоходных и нестабильных занятий, таких как менеджер, риэлтер, сисадмин, редактор сайта, вэб-дизайнер, курьер, охранник, продавец-консультант. Ни одно из этих занятий не имеет вверх идущего социального лифта. Это приводит к фрустрациям молодых людей, которые, оканчивая учебные заведения, теряют почву под ногами и оказываются вовлеченными в круговорот метаний от одного фриланса к другому. Они движутся вне планируемых карьерных траекторий, вне социальной дороги. Именно это ощущение крайней неопределенности, ожидание какого-то принципиального изменения жизни к лучшему, к большей надежности и уверенности в завтрашнем дне является характерной особенностью молодежи 10-х годов нашего столетия.
Состояние социальной неопределенности и отсутствие стабильности в российской экономике мешает молодежи в целом осознавать цель своего развития, так как для движения вперед и вверх надо понимать, где находится «верх» и где направление «вперед». Это приводит к многочисленным фрустрациям в связи с невозможностью планирования своего будущего и затуманенностью социальной перспективы.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ: «НИЧЬИ»
Молодые люди мало интересуются политикой. Среди опрошенных лишь каждый четвертый признался, что политика занимает его. Чем старше респонденты, тем больше они склонны рассуждать о политической ситуации в стране. Студенты более аполитичны, чем работающая молодежь. Наибольший интерес к политике проявляют молодые специалисты с высшим образованием.
Попытка определить свои идеологические пристрастия вызвала затруднения у большинства молодых людей. Смысл слов «либерал» и «демократ» для молодых людей не имеют реальных различий. Также объединены в сознании молодежи понятия «социалист» и «коммунист».
Кроме наиболее распространенных, молодежь использует и другие идеологические метки: яппи, фаталист, фашист и антифашист, глобалист и антиглобалист, моралист, реалист, социал-консерватор. Идеологической меткой стало понятие «единорос» без всякой связи с идеологией консерватизма или центризма. В молодежной среде используются для идеологической самоидентификации заявления «я – адекватный», «я – умеренный», «я – толерантный фашист», «я – имперец».
Либеральная идеология привлекательна и для юношей, и для девушек, и является на сегодняшний день господствующей в молодежной среде.
Респонденты повсеместно используют ироничные обозначения типа: «я – либераст», «я – дерьмократ», «я – демшиза», или даже «я – гнусный либерал», или «либерал с бороденкой».
К самоиронии особенно склонны студенты.
Социалистов существенно больше среди мужчин. К «мужским» идеологиям также можно отнести национализм и анархизм. Девушки склонны к коммунизму и монархизму. Среди лоялистов нынешней власти также больше женщин.
ГДЕ ЖИВУТ ЛИБЕРАЛЫ С БОРОДЕНКОЙ
Наиболее либерально настроены молодые люди в Центральном федеральном округе (особенно в Москве). Больше всего социалистов и левых – на юге России (Южный и Северо-Кавказский регионы). Националисты популярны на Урале и юге России. Анархисты сосредоточены в Москве. Консерваторы – в Северо-Западном, Уральском и Поволжском округах.
КТО СМУТИЛ МОЛОДЕЖЬ
Основные российские партии не имеют четко выраженной идеологии. Либерально-демократическая партия Владимира Жириновского по сути не является ни либеральной, ни демократической. Коммунистическая партия РФ и партия «Справедливая Россия» далеко не всегда отстаивают коммунистические и социалистические идеалы. «Единая Россия», декларируя приверженность консервативной идеологии, часто на деле защищает прогрессистские и праволиберальные позиции. «Правое дело» и другие либерально-демократические партии откровенно заигрывают с левым электоратом.
В этом запутанном лабиринте, где одно декларируется, другое делается, а третье имеется в виду, сложно разобраться молодому человеку, который только постигает мир большой политики.
Что же удивительного в том, что молодые люди не находят «своей» партии в политической линейке российских выборов! Более 90% молодых людей уверенно заявляют, что нет партии, выражающей их интересы. Эта большая по численности группа нашего общества до сих пор остается «ничьим электоратом».