. Дубна: 5 oC
Дата 26.10.2020

ideology

Социологи из «Лаборатории Крыштановской» изучили  представления о жизни четырех групп молодежи в 26 городах России. Эти представления очень точно характеризуют состояние современного российского общества как результат его реформ.

Опрос фокус групп и глубинные интервью проводились в декабре 2012-го – феврале 2013 года.

НЕ РАБОЧИЕ, НЕ КРЕСТЬЯНЕ, НЕ ИНТЕЛЛИГЕНТЫ

В ходе исследования было выявлено, что молодежь испытывает серьезные проблемы с социальной самоидентификацией. Нет устоявшегося видения структуры российского общества и своего места в ней.

В СССР каждый ребенок знал, что общество, в котором он живет, состоит из рабочего класса, крестьянства и интеллигенции. Каждый понимал, к какой социальной ячейке он относится – к рабочим, крестьянам или служащим.

Для современного молодого человека социальные слои представляются размыто. Рабочий стал для молодежи неотличимым от работника, работающего человека. Крестьянин заместился фермером, о жизни которого городская молодежь почти ничего не знает, или бизнесменом, который занимается агробизнесом.

Интеллигент превратился в категорию скорее нравственную, нежели структурную. Интеллигент в понимание нынешнего молодого человека – существо высокоморальное и невероятно вежливое. В этой трактовке категорию «интеллигенция» молодые люди к себе не применяют.

Только половина учащихся вузов смогла идентифицировать себя как студентов. Общая картина социального пространства на сегодняшний день выглядит совершенно не структурировано. Социальные статусы «работник», «интеллигенция», «средний класс» соседствуют в головах молодых людей с традиционными профессиями (инженер, педагог, механик). Непропорционально большое место в оперативной памяти молодежи занимает «политик» (чиновник, депутат), несмотря на то, что численность этой группы в населении страны занимает менее 1% . Также преувеличена роль журналистов.

МИФИЧЕСКИЙ СРЕДНИЙ КЛАСС

Концепция«среднего класса» была выхвачена российскими политологами из контекста западной социологии и внедрена на российской почве. На Западе теория среднего класса возникла на базе общества, в котором был четко обозначен «верх» (социальная элита) и «низ» (неквалифицированные рабочие). У нас эту теорию использовали сепаратно, не системно, понятие «среднего класса» возникло в России как бы в социальном вакууме.

По мнению молодежи, «средний класс» не связан ни с определенным уровнем образования, ни с уровнем заработка. Зато респонденты проявляли твердую уверенность в том, что «у нас его нет».

В целом понятие «среднего класса» соседствует с понятиями «богатства» и «состоятельности». То, что российская молодежь понимает под «средним классом», соответствует западному «высшему среднему классу» (upper middle class).

Молодые люди считают, что в стране будет лучше жить, когда в ней появится «средний класс», а сейчас плохо потому, что «среднего класса» нет. А если кто-то и выдает себя за «средний класс», то это средний класс ненастоящий. Никто из участников опроса не отнес себя к среднему классу. 

Я – ОБЫЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Вопрос «к какой социальной группе общества Вы себя относите?» вызвал немалое затруднение у молодых людей. Подумав, многие отвечали: «Я обычный человек», или «Я типичный житель России», или «Я простой работник». Понятие «обычный человек» стало заменяющим для западного концепта «среднего класса» и вызывает гораздо больше приятия в молодежной среде.

А ПО ПРОФЕССИИ ТЫ КТО?

Опрошенные молодые люди в каждой социальной группе относили себя к трем основным категориям профессий:

Студенты-гуманитарии Студенты-технари Молодые специалисты Рабочие
Студент Студент Педагог Механик
Магистрант Инженер Айтишник Продавец
Педагог Аспирант Менеджер Рабочий

Новые профессии

Бизнесмены и предприниматели входят в десятку наиболее часто упоминаемых социальных слоев. Причем контекст упоминания этой группы, как правильно, позитивный. Понятие «предприниматель» связывается с профессиями «бизнес-тренер», «бизнес-консультант», «бизнес-инструктор» и менеджерами всех сортов.

 Слово «олигарх» не входит в лексикон молодых людей, но если и упоминается, то исключительно в негативном контексте. Про олигархов принято или шутить, или обвинять их в том, что они «наворовали».

Другой бурно растущей группой являются профессии, связанные с компьютерами и Интернетом. Простой программист постепенно уступил место «айтишнику» – человеку, жизнь которого связана с высокими технологиями. В этой обширной группе можно встретить как простых программеров, так и веб-дизайнеров, сисадминов, редакторов сайтов, IT-консультантов и сервисных работников, занимающихся починкой и наладкой компьютерного оборудования. Даже «блогер» рассматривается как самостоятельное занятие, способное приносить доход. Работа в IT-секторе представляется молодым людям интересной и привлекательной, хотя часто используется не в качестве основной профессии, а в качестве возможного приработка.

Маркетологи, пиарщики и рекламщики – третья группа профессий, привлекательная для молодежи. Участие в пиар-кампаниях, в маркетинговых и социологических исследованиях, организация мероприятий, праздников, корпоративов, дизайн и оформление – возможный доход для студента. Эти профессии выглядят современно и гораздо привлекательнее таких старых форм частичной занятости студентов, как работа официантом, грузчиком, посудомойкой или уборщицей.

РАБОТАЮЩИЕ БЕЗРАБОТНЫЕ

В ходе исследования было обнаружено удивительное явление: работающие молодые люди (как с высшим образованием, так и без него) относили себя к числу безработных. Это связано с тем, что они воспринимают свои заработки как случайные и не связанные с постоянным местом работы, с перспективой карьерного роста. Любая стабильная работа для них – мечта, так как реальность переносит их в совсем не стабильный мир. В этом мире педагог становится репетитором, журналист – фрилансером, юрист – консультантом, программист – айтишником на удаленном заработке и проч.

Контракты или договоренности о временной работе, part-time job (работа по совместительству со свободным графиком) – такие все более распространяющиеся формы занятости обрекают современного человека на поиски стабильности. Специальность, получаемая в вузе, не дает им профессии, которая могла бы создать основу для их благополучия на долгие годы.

Доход, которые получают молодые люди, зачастую не стабильная зарплата с социальным пакетом и ежегодными премиями, а достаточно случайные заработки.

ВНЕДОРОЖНИКИ

Отсутствие стабильной занятости в российской экономике способствует возникновению новой социальной группы – «внедорожников»: молодых людей, не имеющих проторенной жизненной дороги. Они легко цепляются за временные формы активности, ходя по кругу низкодоходных и нестабильных занятий, таких как менеджер, риэлтер, сисадмин, редактор сайта, вэб-дизайнер, курьер, охранник, продавец-консультант. Ни одно из этих занятий не имеет вверх идущего социального лифта. Это приводит к фрустрациям молодых людей, которые, оканчивая учебные заведения, теряют почву под ногами и оказываются вовлеченными в круговорот метаний от одного фриланса к другому. Они движутся вне планируемых карьерных траекторий, вне социальной дороги. Именно это ощущение крайней неопределенности, ожидание какого-то принципиального изменения жизни к лучшему, к большей надежности и уверенности в завтрашнем дне является характерной особенностью молодежи 10-х годов нашего столетия.

Состояние социальной неопределенности и отсутствие стабильности в российской экономике мешает молодежи в целом  осознавать цель своего развития, так как для движения вперед и вверх надо понимать, где находится «верх» и где направление «вперед». Это приводит к многочисленным фрустрациям в связи с невозможностью планирования своего будущего и затуманенностью социальной перспективы.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ: «НИЧЬИ»

Молодые люди мало интересуются политикой. Среди опрошенных лишь каждый четвертый признался, что политика занимает его. Чем старше респонденты, тем больше они склонны рассуждать о политической ситуации в стране. Студенты более аполитичны, чем работающая молодежь. Наибольший интерес к политике проявляют молодые специалисты с высшим образованием.

Попытка определить свои идеологические пристрастия вызвала затруднения у большинства молодых людей. Смысл слов «либерал» и «демократ» для молодых людей не имеют реальных различий. Также объединены в сознании молодежи понятия  «социалист» и «коммунист».

Кроме наиболее распространенных, молодежь использует и другие идеологические метки: яппи, фаталист, фашист и антифашист, глобалист и антиглобалист, моралист, реалист, социал-консерватор. Идеологической меткой стало понятие «единорос» без всякой связи с идеологией консерватизма или центризма. В молодежной среде используются для идеологической самоидентификации заявления «я – адекватный», «я – умеренный», «я – толерантный фашист», «я – имперец».

Либеральная идеология привлекательна и для юношей, и для девушек, и является на сегодняшний день господствующей в молодежной среде.

Респонденты повсеместно используют ироничные обозначения типа: «я – либераст», «я – дерьмократ», «я – демшиза», или даже «я – гнусный либерал», или «либерал с бороденкой».

К самоиронии особенно склонны студенты.

Социалистов существенно больше среди мужчин. К «мужским» идеологиям также можно отнести национализм и анархизм. Девушки склонны к коммунизму и монархизму. Среди лоялистов нынешней власти также больше женщин.

ГДЕ ЖИВУТ ЛИБЕРАЛЫ С БОРОДЕНКОЙ

Наиболее либерально настроены молодые люди в Центральном федеральном округе (особенно в Москве). Больше всего социалистов и левых – на юге России (Южный и Северо-Кавказский регионы). Националисты популярны на Урале и юге России. Анархисты сосредоточены в Москве. Консерваторы – в Северо-Западном, Уральском и Поволжском округах.

КТО СМУТИЛ МОЛОДЕЖЬ

Основные российские партии не имеют четко выраженной идеологии. Либерально-демократическая партия Владимира Жириновского по сути не является ни либеральной, ни демократической. Коммунистическая партия РФ и партия «Справедливая Россия» далеко не всегда отстаивают коммунистические и социалистические идеалы. «Единая Россия», декларируя приверженность консервативной идеологии, часто на деле защищает прогрессистские и праволиберальные позиции. «Правое дело» и другие либерально-демократические партии откровенно заигрывают с левым электоратом.

В этом запутанном лабиринте, где одно декларируется, другое делается, а третье имеется в виду, сложно разобраться молодому человеку, который только постигает мир большой политики.

Что же удивительного в том, что молодые люди не находят «своей» партии в политической линейке российских выборов! Более 90% молодых людей уверенно заявляют, что нет партии, выражающей их интересы. Эта большая по численности группа нашего общества до сих пор остается «ничьим электоратом».

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить