. Дубна: 6 oC
Дата 29.03.2024
rss telegram vk ok

zloi konduktor1

Жалко, что Зощенко нет на нас – кондукторов и пассажиров. А то бы занятный рассказ получился о наших совместных поездках в зеленых автобусиках. Вот бы он живописал, как бедные, сжатые со всех сторон и в то же время болтающиеся, словно дрова, пассажиры общаются с кондукторшей, вынужденной протискиваться сквозь толпу, чтобы пробить проездные и социальные билеты и обилетить тех, кто расплачивается наличными. Такие порой перлы услышишь и такие занятные сцены увидишь, что лишь вздохнешь, что нет Зощенко – гения бытовых рассказов.

Недавно еду в автобусе. Место досталось не самое удобное – справа от прохода. Всем стоящим приходится на меня ложиться, когда автобус лежачего полицейского преодолевает и когда кондуктор к вновь вошедшим пассажирам пробирается. И тут выдался момент, что салон почти опустел. Красота, сиди, в окошечко поглядывай и радуйся. Подъезжаем к вокзалу Большая Волга. На остановке всего двое. Кидаются к задней двери, но её водитель не открывает. Бросаются к открытой передней двери, входят, торопливо спешат на свободные места. И невдомек им, что заднюю дверь не просто так не открыли, а с умыслом: чтобы не проскочили мимо кондуктора, сидящего возле водителя, а тут же расплатились бы с ним. Не поняли они этого и поплатились.

Кондуктор – молодая женщина, обрушилась на них с гневными упреками, грубо, словно базарная баба. Так они её своей бестолковостью разозлили. Те двое, оказались уравновешеннее кондукторши. Лишь вяло огрызнулись: мол, вы работать должны или сидеть? Атмосфера в автобусе из благостной (удобно все ехали, без толкучки) молниеносно в нервозную превратилась. Тошно на душе стало.

Тут еще на остановке по требованию бабуля-божий одуванчик кнопку не нажала (ростом не вышла, не дотянулась). Всыпали ей кондуктор и водитель по первое число: отчитали на повышенных тонах, не церемонясь, с издёвкой.

Я не выдержала, на конечной остановке подошла к кондуктору. Замечание сделала, мол, разве так можно с пассажирами себя вести. Припугнула, что журналист, что начальству пожалуюсь. Кондуктор нисколько не испугалась, разрешила мне кому угодно жаловаться. Я спросила фамилию. Назвалась она Кузьминой. На моё уточняющее: а имя, отчество?  ответила: «Я одна такая!»

Увы, не одна она такая. Я чуть ли не каждый день езжу с одного берега на другой, потому знаю. Но, слава Богу, есть и другие. Одна работница даже спасибо тебе говорит, когда билет вручает! Для неё и таких, как она, норма – не хамство и грубость, а приличное поведение. Думаю, они это с детства усвоили и по-другому себя вести не могут, даже если пассажиры и наглы, и бестолковы, и на рядовую просьбу предъявить документ огрызаются.

Жаль, что ОАО «РАТА» не ввело приказом обязательное ношение кондуктором значка с фамилией, именем и отчеством. Я бы тогда написала в этой заметке фамилии культурных кондукторов, которые на вопрос пассажиров, куда едет автобус, смиренно отвечают, куда он едет, а не задают нервничающему пассажиру (садиться ему, не садиться?!) риторический вопрос: «Вы что, не видите, что написано?»

Да и некультурные, будь они не безымянные, попридержали бы нервы и прикусили бы языки. Ведь кондуктор – лицо официальное, то есть человек, представляющий государство, потому не должен срываться и умножать зло, а напротив, обязан, гасить любую грубость. Опять-таки, это – вопрос культуры человека.

Предвижу возражение: какие культурные пойдут в кондукторы? Но в том-то и дело, что среди дубненских кондукторов малокультурных меньше, чем других. А зарплату получают одинаковую.

…Похоже, что эти очень неудобные зеленые автобусы «Богдан» посланы нам во спасение: учат смирению и пассажиров, и кондукторов, и водителей. И пока мы не научимся смирению, доброте и любви к ближнему, зеленые автобусы не исчезнут с нашего горизонта. И никакой мост, о котором мечтают жители двух берегов, не поможет.

Кстати, я заглянула в должностную инструкцию кондуктора общественного транспорта. Из нее можно узнать об обязанностях и правах кондуктора. Вот некоторые её пункты.

На  кондуктора   общественного   транспорта  возлагаются  следующие должностные обязанности:

сбор платы за проезд;

проверка   наличия  билетов,  проездных  билетов,  документов, предъявляемых для бесплатного проезда;

предоставление   информации   пассажирам   об  остановочных  и пересадочных пунктах;

принятие  необходимых  мер  при  возникновении  непредвиденных обстоятельств и несчастных случаев;

обеспечение   безопасности  и  комфорта  пассажиров  во  время поездки на общественном транспорте;

вежливость в отношении пассажиров.

Кондуктор обязан:

всячески содействовать посадке в автобус пассажиров с детьми, беременным женщинам, инвалидам и лицам пожилого возраста;

если места, предназначенные для указанных лиц, заняты другими пассажирами, предложить им освободить эти места;

быть вежливым с пассажирами, сохранять спокойствие и не вступать в пререкания;

давать пассажирам разъяснения по вопросам пути следования автобусов и платы за проезд;

сообщать свой служебный номер и называть свою фамилию по требованию пассажиров;

после отправления автобуса от остановки громко и правильно объявлять название следующей остановки;

при приближении к остановке по требованию, объявить об этом и выяснить, есть ли в автобусе пассажиры, желающие выйти на этой остановке. Заблаговременно предупредить водителя о необходимости остановки;

в летнее время по требованию пассажиров открывать в автобусе окна с правой стороны на направлению автобуса и люки в крыше автобуса;

при холодной погоде следить за отоплением автобуса, предлагая водителю при надобности включать систему отопления;

при всех замеченных несчастных случаях с пассажирами, немедленно остановить автобус, подавая частые сигналы.

Кондуктор несет ответственность за провоз бесплатных пассажиров и неоплаченного багажа и должен бороться за полный сбор проездной платы с пассажиров, применяя различные способы контроля и предупреждения, а именно:

приступая к сбору платы, предупредить пассажиров обращением: "Граждане, приготовьте плату за проезд" и внимательно следить за тем, чтобы никто из пассажиров не проехал без билета;

стремиться начать получение платы с пассажиров, находящихся в передней части автобуса;

при каждой посадке пассажиров следить за количеством вошедших в автобус и затем проверять, сколько из них не уплатили. В случае необходимости кондуктор имеет право проверять наличие билетов у пассажиров;

периодически громко спрашивать пассажиров:"Граждане, все ли имеют билеты?".

При сборе платы с пассажиров кондуктор обязан:

при выдаче пассажиру билета сначала получить деньги и до опускания их в сумку, назвать сумму полученных денег, после чего выдать пассажиру соответствующий билет и сдачу;

при невозможности сдать немедленно сдачу с крупных купюр, попытаться разменять деньги у пассажиров.

Невозможность размена крупных денег не может служить основанием для бесплатного проезда предъявившего их пассажира:

- проверять предъявляемые пассажирами месячные и иные проездные автобусные билеты и удостоверения в открытом виде. В случае обнаружения билета или удостоверения, не принадлежащего лицу, предъявившему его, поддельного или недействительного, изъять такой билет (удостоверение). Изъятые билет (удостоверение) сдать в тот же день кассиру.

Следить за выполнением пассажирами Правил пользования автобусами, принимать меры к нарушителям и обращаться за содействием к работникам милиции:

при удалении из автобуса или не допуске в автобус лиц, находящихся в нетрезвом состоянии;

при отказе пассажира от уплаты проезда;

в случае нарушения кем-либо из пассажиров общественного порядка в автобусе;

при других грубых нарушениях Правил пользования автобусами.

При неоказании содействия работником милиции сообщать об этом рапортом администрации парка.

Кондуктору запрещается:

принимать оплату проезда и ручной клади, подлежащей оплате, без

выдачи пассажиру билета;

курить в салоне транспортного средства;

отказывать пассажирам в установленном федеральными законами и

законами области праве на бесплатный (льготный) проезд.

За нарушение настоящей инструкции кондуктор в соответствии с законодательством и действующей системой заработной платы несет дисциплинарную ответственность и может быть лишен премии частично или полностью.

Как видим из инструкции, кондуктор не  имеет права грубить, обязан интересоваться, кому нужна остановка по требованию, должен давать четкие ответы на все вопросы, следить за порядком (в том числе, не позволять пассажирам нецензурно выражаться), включать печку, когда холодно и открывать люк, когда жарко, не курить в салоне, когда автобус стоит в отстое (увы, курят и некоторые водители, и некоторые кондукторы – некурящих пассажиров ведь не проведешь, запах за версту чувствуют).

Надеюсь, эти знания помогут пассажирам уяснить, что требовать они могут, а чего нет. Главное же, добрыми надо быть по отношению к кондукторам, ведь работа у них адова.

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить