. Дубна: 2 oC
Дата 22.10.2020

Zhiva shliapa

Эту газету делают подростки, которые не могут жить без сочинительства.

«Шляпник» Татьяна Романова собирает под «шляпой» юных творцов с их драгоценными опусами, пестует, лелеет, шлифует. В результате «шляпники» издают газету, которой могут позавидовать маститые журналисты. Правда, выходит она в бумажном виде только тогда, когда удается собрать по кругу в шляпу деньги на её выпуск.

«Всех, кто и в солнечный  день ходит грустный, приглашаем к нам в «Живую шляпу». Здесь и в пасмурную погоду весело и все улыбаются. Безумные шляпники дружелюбны и всех любят», – так говорит о газете «Живая шляпа»  семиклассница Саша Кузьмина. Она только-только пробует писать. У неё пока нет рассказов. Саша отправляет по электронной почте Татьяне Ивановне Романовой, редактору «Живой шляпы», свои школьные сочинения и надеется, что их опубликуют.

20 декабря газета отпраздновала 20-летний юбилей. За это время Татьяна Романова, создатель, учредитель и редактор газеты, выпестовала три сотни юных талантов, направила их по журналистской тропе. Не все, разумеется, стали журналистами, но каждый вкусил сладость творчества, научился ценить и боготворить слово.

На юбилей прибыли «динозавры», так в ЖШ именуют её первых воспитанников и корреспондентов. Разговариваю с Катей Кордик (крохотная дочка Люсия спит у неё на груди, сын Ваня носится по библиотеке). К нашему разговору присоединяется Саша Зарубина.  Затрагиваем больную тему – традиционную журналистику, которая уходит в небытие. Вот и «Живая шляпа» выходит в бумажном виде только тогда, когда Татьяна Ивановна находит спонсоров, которые оплачивают её выпуск. Живет ЖШ теперь в электронном виде на сайте.

«Мы росли в ЖШ на волне расцвета журналистики, – говорят девушки. – А в нынешней журналистике делать нечего. Таких газет, как «Живая шляпа», осталось мало. Мало тем, в которые можешь душу вложить. Сплошная пропаганда. А если хочешь зарабатывать, то душу надо продавать. Так уж лучше этого не делать. Хорошо, что через компьютерные сети можно себя реализовать».

Катя Кордик создала свой сайт, на котором пишет об этнических украшениях Востока. Саша Зарубина работает на портале «Культурное наследие России». Как она мудро заметила: «Культура и через 200 лет будет оставаться культурой», имея в виду, что в этой области не придется продавать душу, то есть можно писать на волнующие тебя темы, заниматься просветительством, сеять разумное, доброе, вечное.

Редактора «Живой шляпы» Татьяну Романову они называют главным учителем. Примечательно, что и Катя, и Саша закончили факультет журналистики МГУ, но главным учителем считают не вуз, а «Живую шляпу». Такое признание – медаль редактору газеты за каторжный труд.

«Я очень упрямая, – повторяет и повторяет Татьяна Романова, – если бы не упрямство, давно бы загнулась!» Трудно не загнуться. Если даже мельком пробежаться по двадцатилетней истории жизни газеты, в этом убеждаешься. Признавая уникальность издания, которое делают подростки, в котором публикуются творческие работы детей, власть не спешила и не спешит помогать. «Мэрия кивает на горуно, горуно кивает на мэрию», – так можно интерпретировать сценку, которую разыграли на «капустнике» в библиотеке, где праздновалось двадцатилетие ЖШ. Да и большая власть равнодушна к трудностям «Живой шляпы». Дважды – в прошлом и в этом году – редактор подавала заявку на премию губернатора Подмосковья. Не дали. И это не смотря на то, что больше таких газет в области нет да и в России, пожалуй, тоже. «Я бы на эту премию могла четыре номера газеты выпустить», – сетует Татьяна Романова. И собственных стен у ЖШ нет. Шляпники собираются по пятницам в библиотеке на улице Блохинцева, которая их приютила и помогает ЖШ чем может. «Нас здесь голубят, лелеют и крики наши выносят», – признаются «шляпники».

Раньше редакция ЖШ размещалась в Клубе юного техника «Енот» – в здании нынешнего Дома ветеранов. Как дети любили приходить в родные «шляпные» стены! Эти стены были исписаны признаниями ЖШ в любви и увешаны фотографиями, рисунками детей и шляпами всякого вида. Теперь уникальная коллекция тех шляп хранится у редактора дома в шкафу, и моль периодически посягает на это сокровище – ведь шляпам нужен воздух, простор.

А какие люди побывали за это время среди шляп! Академик Балдин приходил в редакцию, рассказывал ребятам о науке, углубляясь в самые мелочи – чтобы каждый понял… Это интервью и сейчас интересно почитать.

Только не подумайте, что «шляпники» и главный Шляпник повесили носы. Совсем наоборот! Лучшее доказательство – последний номер газеты «Живая шляпа». Издан он при финансовой поддержке ЗАО НПЦ «Аспект» (генеральный директор Александр Иванов) и предпринимателя Владимира Нескоромного.

Авторы юбилейного номера – Настя Фирсова, Алиса Малахова, Валерия Недова, Ульяна Бабина, Тася Булякова, Маша Бокова и другие.

Маша Бокова, ученица 7 класса,  называет себя «новичком с годовым стажем». «Нас в «Живой шляпе» литературному искусству обучают, - говорит Маша. – Сюда ходят те, кто действительно интересуется литературой. Мы читаем вслух свои рассказы, стихи. Обсуждаем, исправляем то, что нужно. Жёсткой критики нет, поэтому веру в себя не теряешь. А иногда и хвалят. Я бы хотела стать сценаристом, писать сценарии для мультфильмов и фильмов. Надо развивать наше киноискусство». Последний Машин рассказ – о паучке. Как путешествует он по потолку и рассуждает и в итоге благодарит хозяйку (неряху), которая его кормит.

Спрашиваю Татьяну Ивановну: «Нелегко, наверное, приходится, ведь править порой тексты труднее, чем писать?» Она чуть ли не с возмущением отвечает: «Я не редактирую детские тексты, исправляю лишь явные ошибки». В этом тоже уникальность ЖШ. Здесь тексты не причесывают под одну гребенку, как принято в большинстве изданий. Потому и интервью, и заметки, и рассказы такие живые, без штампов и шаблонов. Отбор идет на первоначальном этапе – годится в печать или не годится.

Другая традиция – буквицы. Они не просто начинают тексты и стихи, а служат главным украшением страниц. Эти маленькие художественные шедевры, созданные детьми, – отличительная черта ЖШ, как и колонка Шляпника с неизменным портретом, как фотографии, снятые детьми и их рисунки.

Кстати, именно фотография сыграла роль в появлении ЖШ. Сначала в фотокружке, который вела Татьяна Романова, появилась серая тетрадь, в которой записывали мысли, пришедшие на ум при взгляде на фотографии и «по сторонам». Потом родилась идея выпускать детскую газету. Татьяна придумала название. Брату Татьяны, художнику Сергею Ивановичу Семенову, оно пришлось по душе, он разработал макет газеты, придумал буквицы. К.Г. Амиртаев, генеральный менеджер образовательного центра «Дубна», дал деньги на первый выпуск. В 1994 году «Живая шляпа» стартовала.

Будем надеяться, что до финиша «шляпникам» еще очень далеко.

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить