. Дубна: 17 oC
Дата 22.09.2020

men plemannik

3 апреля в университете Дубна прошел круглый стол "Религия, общество, государство", посвященный 80-летию со дня рождения протоиерея Александра Меня. Его предварило открытие выставки графических работ Александра Меня.

30 листов рисунков Александра Меня дают представление, каким художественным талантом он обладал.

Всего три иконы успел написать Александр Мень

Первыми рисунками Алика (мирское имя Меня – Альберт) были не красные звезды, которые рисовали ровесники, а евхаристические чащи, Рождество Христово. Первой фразой, которую он написал, были слова апостола Павла: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром».

Когда ему в 7 лет подарили Библию, он начал рисовать на библейские сюжеты. В школе стал заполнять рисунками так называемые «Сатирические тетради». В 15 лет отправился в Воронежский заповедник изучать жизнь бобров, и животные, современные и древние, стали главными героями рисунков. В 24 года написал три иконы. Сейчас они находятся в храме, где он служил священником.

Выставку организовал культурно-просветительский центр "Дубрава". Заведующий музейно-краеведческим отделом этого центра священник Виктор Григоренко, племянник протоиерея Александра Меня, рассказал студентам о детстве и отрочестве Меня, обратив внимание на то, что он в 14 лет сделал выбор – служить Христу, и прожил жизнь, следуя этой юношеской установке. Всю жизнь проповедовал Евангелие. "Он дал пример, как можно использовать таланты и время, подаренные Господом. И сам был примером сосредоточенности, целеустремленности, умения дорожить временем". Священник Виктор посоветовал студентам прочитать книгу А. Меня "Сын Человеческий".

Другие выступавшие также призывали юношество не разбазаривать таланты, данные каждому, а приумножать их и обязательно познакомиться с книгами и проповедями А. Меня, которые актуальны и сегодня и удивительным образом меняют человека, насыщают его духовным богатством.

Александр Мень говорил, что книга – это стрела, пущенная в вечность. Его проповеди и лекции были точно такими же стрелами. Он стал первым миссионером в предперестроечный и перестроечный период. "Миссионер" было его кодовое имя в органах КГБ. А когда Михаил Горбачев дал отмашку на признание свободы верований, именно А. Мень стал первым проповедником, который пришел с лекциями о Благой вести и Царстве Божием в школы, больницы, университеты. Он многим успел указать дорогу к храму. Но его убили.

Случилось это 25 лет назад. Убийцу так и не нашли. В КПЦ "Дубрава" уверены, что его не найдут никогда.

Месть миссионеру

Выступление Олега Устинова, историка, кандидата философских наук, лектора КПЦ "Дубрава", с докладом "Протоиерей Александр Мень: православный миссионер XXI века" напомнило о трагических событиях утра 9 сентября 1990 года. Было оно туманным, падали листья. В 6:40 Александр Мень отправился из дома в церковь на литургию. В 7:00 он вернулся к калитке, истекая кровью. Что произошло за эти 20 минут, никто не знает. Обычно людное место в это утро было пустынным. Лишь одна прохожая, увидев окровавленного батюшку, спросила его: «Кто Вас так?» Александр Мень ответил: "Никто. Я сам". В 7:15 он умер от потери крови.

Историк Олег Устинов уверен, что убийство носило религиозно-политический характер. "Мы едва начали освобождаться от чувства страха. Топор напомнил, что страх – вот он!".

Хотя А. Мень и не был диссидентом, в привычном понимании термина, он дружил с диссидентами и поддерживал их. А на их упреки, что стоит в стороне от правозащитной деятельности, отвечал: "Самая антикоммунистическая книга – Евангелие".

Кстати, соответствующие службы это хорошо понимали. Говорили, пусть лучше молодежь наркотики употребляет, чем к Богу обращается. Человек верующий – потеря для государства, ведь он становится свободным.

Демократию Мень называл цветком, который надо выращивать долго. Говорил, что начинается демократия со смирения.

Сила нации

Профессор Владимир Дмитриевич Попов, доктор философских наук, заслуженный деятель науки РФ, в лекции "Принцип единства религиозных онтологий в политике и идеологии" главное внимание уделил тезису о необходимости разработки евразийской идеологии. "Пора вытеснить из кладовки страх перед коммунистической идеологией и взяться за разработку евразийской идеологии. Без государственной идеологии не бывает эффективной экономики. Наша власть духовной политикой не занимается. А как говорит патриарх Кирилл: сила нации в силе духовной. В идеологическом вакууме сила духа растворяется".

Владимир Попов:"Пора вытеснить из кладовки страх перед коммунистической идеологией и взяться за разработку евразийской идеологии. Без государственной идеологии не бывает эффективной экономики".

В основу общегосударственной идеологии лектор предлагает положить то общее, нравственное, что есть в религиях России. "Я сторонник создания духовного евразийского проекта, иначе мы будем трещать по швам, как это происходит сейчас в Европе".

Нестандартное решение

О нормализации государственно-церковных отношений в период Великой отечественной войны рассказал профессор кафедры социологии и гуманитарных наук, доктор исторических наук Иван Ярославович Шимон.

Символично, что пятилетка, когда намеревались безвозвратно покончить с религий, должна была закончиться в 1943 году. Но война вынудила принимать нестандартные решения, заставила государство повернуться к религии лицом. Сталин как никак закончил духовную семинарию и понимал, какую особенную роль играет церковь в жизни людей. Ради спасения государства надо было мобилизовать все силы, в том числе и возможности религии. И он мобилизовал.

Что касается церкви, то митрополит Сергий сразу же после сообщения Молотова о начале войны написал воззвание, насквозь патриотическое. Он первым назвал германский фашизм человеконенавистнической идеологией, за что угодил вторым номером в список личных врагов Рейха. Сталин наложил на воззвание отца Сергия резолюцию: размножить и разбрасывать на оккупированной территории.

Сталин не только позволил выбрать патриарха, но и ускорил этот процесс, посоветовав организаторам применить большевистские методы. Всего два дня ушло на организацию Собора епископов. Священников доставляли из тюрем (других уже не было) на самолете, подкормив и переодев, согласно циркуляру Сталина. 12 сентября 1943 года в Богоявленском соборе прошла интронизация патриарха Сергия.

Группы безбожников

А до этой метаморфозы было страшное время гонения на веру. Об этом напомнила в докладе Наталья Сысоева, первокурсница направления "Экология и природопользование" (научный руководитель М.Я. Шимон).

После революции государственной политикой становится антирелигиозная деятельность. Церкви лишают всяких прав, обворовывают (прикрывшись указом об изъятии церковных ценностей), закрывают, разрушают, священников ссылают и убивают. Только с 1921 по 1923 год 10 тысяч священнослужителей репрессировали, две тысячи расстреляли.

Показательна также антирелигиозная деятельность в Красной Армии. В 20-е годы 62% призывников признавались, что верующие, 56% – что посещают  церковные службы. В РККА срочно создаются группы безбожников. Только за год выходит 35 циркуляров, направляющих деятельность этих групп. В 1927 году создаются курсы пропагандистов для групп безбожников. В 1929 году религиозные организации объявляются контрреволюционными. С 1918 по 1931 год закрываются 10 056 православных общественных организаций.

Первокурсница направления "Экология и природопользование" Маргарита Плакса продолжила тему в докладе "Отношение Российского государства к религии и церкви в постсоветский период".

Студентка 4 курса направления "Социология" Дарья Истрякова попыталась разобраться, в чем разница между человеком экономическим, человеком хозяйственным, человеком религиозным, опираясь на работы С. Булгакова. И пришла к выводу, что "без возрождения духовного социальное и хозяйственное возрождение невозможно".

Притча о безумном богаче

Дискуссия развернулась после доклада "Христианский взгляд на бизнес-этику на основе толкования А. Меня притчи "О безумном богаче". Его готовили и читали вдвоем Ольга Смирнова и Марина Писарева, второкурсницы направления "Лингвистика" (научный руководитель доцент кафедры социологии и гуманитарных наук, кандидат исторических наук Т.Е. Строковская).

Притча рассказывает о человеке, который собрал небывалый урожай и решил сломать старые житницы, построить новые, насыпать туда зерно и не беспокоиться больше ни о чем. Радуйся душа! А Бог сказал: безумец, душу твою этой ночью заберу. И кому достанется твое добро...

Студентки признались, что когда услышали эту притчу, она показалась им странной, они не поняли, почему Господь богача называет безумцем. А когда прочитали толкование Меня этой притчи, то разобрались. "Ключ к счастью – личный труд на общее благо. Только тогда будет нормальный ход жизни, если мы будем для других трудиться, во благо всех". Еще они поняли, что нельзя обманывать партнеров, нарушать закон, что нужно часть прибыли отдавать на благотворительность, не делать вреда обществу и того, что повредит слабейшему в этом обществе. "Так действуя, можно быть уверенным, что бизнес будет успешным", - заключили студентки.

Благочинный церквей Дубненско-Талдомского благочиния священник Владислав Бобиков мягко заметил студенткам, что вообще-то притча не о бизнесе, а о другом. Племянник Меня, священник Виктор, пояснил выступавшим, что слова Меня по поводу притчи о безумном богаче – "это не толкование притчи, это отзыв на чтение Евангелия", но признал доклад качественным и интересным.

Еще интереснее было услышать ответ девочек на вопрос о том, какое качество специалиста они поставили бы на первое место: профессионализм, работоспособность, исполнительность, ответственность, духовно-нравственные черты. Студентки отдали первое место духовно-нравственным качествам. Преподаватель, задавшая этот вопрос, заметила, что студенты экономического факультета ставят это качество на последнее место.

Может, и поэтому экономика нашего государства топчется на месте? Насильно на духовный путь никого, конечно, не поставишь, но, возможно, такие встречи за круглым столом наведут кого-то из юношества на размышления и изменят жизнь.

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить