. Дубна: 12 oC
Дата 25.04.2024
rss telegram vk ok

obeziana rest

"Открытая Дубна" подружилась с коллегами из цеха популяризации науки– порталом "Перельман перезвонит".

 

Мы с удовольствием будем обмениваться  материалами, чтобы побольше народу узнало: в жизни нет места чудесам от магов и чародеев, все чудеса имеют естественное происхождение – от матушки Природы.  Сегодня коллеги рассказывают нам, почему люди любят ходить в рестораны.

Давайте посмотрим на саму идею ресторана как бы со стороны. Не глупая ли это штука, ресторан как таковой? Люди собираются "посидеть, поговорить". Почему при этом надо непременно есть, непонятно. Мне возразят: потому что в ресторанах хорошо готовят. Не надо готовить самому, да и повар-профессионал лучше сделает блюдо получше твоей стряпни. При этом за примерами отвратительной готовки в ресторанах далеко ходить не нужно, ценник запредельный (вы платите за аренду помещения, за уборку и проч), и, кстати, далеко не всегда ресторан радует интерьером. Опять же, причем тут "посидеть, поговорить". Почему не поговорить в парке, любуясь на птичек и закат?

 Дело тут в идее публичного поглощения еды. И эта "идея" прослеживается уже у приматов, которые могут вести довольно разрозненный образ жизни, но есть собираются вместе. Дело в том, что общество приматов сильно структурировано. Есть пресловутые альфа-самцы, есть подчиненные особи. Альфа-самец сам может не добывать много еды, но его право - еду распределять. В этом суть его власти. Именно на совместных трапезах альфа-самец раздает еду, так что такая трапеза есть высший момент для альфа-самца, момент, когда он показывает свою силу.

 Естественно, первобытные люди также ели только вместе, унаследовав это от обезьян, и функция совместной еды в пещере имела точно такой же смысл, как у обезьян. Вождь распределял еду, которая тут же уничтожалась, и не только потому, что холодильников не было: съедая то, что тебе бросил вождь, ты демонстрировал лояльность к нему и укреплял его власть.

 В античном мире структура общества стала более сложной, но сакральный смысл совместной еды остался. В Афинах высшей наградой был обед за общественный счет. В Риме разбогатевшие "капиталисты" приглашали в дом иногда сотни менее удачливых сограждан для пира. Раздавая им еду, хозяин укреплял идею своей власти. В конечном счете мерилом успеха считалось то, сколько параситов (отсюда наше слово "паразит") ходит к тебе поесть.

 Ничего нового к этому не добавили Средние века. Пиры у московского царя длились иногда от рассвета до глубокой ночи, люди засыпали прямо за столами, потом просыпались, и опять ели. Это были не те люди, которым было негде поесть, кроме как у царя, да и еда в Московском царстве была довольно дешевой, вне неурожаев голодных не было даже среди простонародья. Но ты должен был показать царю свою лояльность именно через пир. Из-за того, кому где сидеть за столом, иной раз случались целые войны. Такие же обычаи были и в Европе.

 В наше время забыты истоки этих старых порядков, но в ресторанной еде остался элемент демонстративного потребления. Демонстративным потреблением психологи называют процесс покупки предметов, в принципе не нужных, но демонстрирующих ваш статус. Отсюда – машины, унизанные стразами, и золотые унитазы. Но это – у очень богатых. У среднего класса посещение ресторана - это почти единственный способ заняться столь желанным демонстративным потреблением, показать обществу свой успех. Парень демонстрирует девушке свою состоятельность, подруги хвастаются друг перед другом тем, в каком ресторане они были (что опять же подчеркивает их статус и успешность как женщины) – отсюда стремление сфотографировать еду, интерьер, и выложить на всеобщее обозрение. Наконец, в бизнесе уровень ресторана определяет крутость партнера по бизнесу.

Так что если очистить поход в ресторан от придумок и всего того, что привнесла в этот процесс пресловутая "культура", останется чистая демонстрация успешности и власти – по модели человекообразных обезьян.

Источник: "Перельман перезвонит"

 

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить