. Дубна: 12 oC
Дата 25.04.2024
rss telegram vk ok

Kolomojskij ferro

После т.н. победы т.н. евромайдана одной из топ-тем в «украинском дискурсе» стали олигархи и их показной патриотизм. В центре внимания, разумеется, Коломойский и Тарута — в особом статусе олигарх-губернаторов. Остальные — и крупные, и помельче — стараются особо не светиться, разве что, как в случае с В. Константиновским, дело идёт о выборах. Однако если задаться целью, то почти каждого можно обнаружить в тематическом новостном сюжете («купил бронежилеты для «Правого сектора», «заправил танковую бригаду», «купил ПНВ для блокпостов и разведки» и т.д.). Стараниями изначально лояльных евромайдану журналистов эти сюжеты превращаются в трогательную картину всенародного единения перед лицом внешней агрессии, и в единении этом несть ни олигарха, ни бедняка, а только общее дело. Поэтому давайте поговорим немного об истинных причинах олигархического патриотизма, а заодно проверим, патриотизм ли это.

1. Система формирования олигархического капитала на Украине опирается на два основных метода: грабительская приватизация прибыльных сырьевых активов; возможность зарабатывать на госзакупках и тендерах. Любая война для кормящихся на госзакупках — это примерно как новогодние праздники для артистов. С существенной разницей: с праздников можно кормиться максимум месяц-полтора, а войну можно длить сколь угодно долго, лишь бы хватило политического влияния.

Вот результаты парламентских выборов, прошедших на Украине в последнюю неделю октября. Большинство преодолевших избирательный барьер — «партии войны» (в той или иной степени).

По состоянию на середину сентября Украина потратила на военную операцию на Донбассе $5 млрд. До тех пор, пока в украинском бюджете будут деньги на войну, патриотизм из моды не выйдет.

2. В процессе приватизации украинская олигархия получила доходную часть общенародной собственности, оставив расходную часть (ту же армию) на попечение государства. И когда сначала Крым, а затем и Донбасс сделали шаг к экономической и политической независимости от Киева, оказалось, что у государства нет сил, способных помешать им это сделать. Более того, это означает, что если на такой шаг решатся ещё какие-нибудь регионы Украины или свою претензию на них заявят Польша, Румыния или Венгрия, помешать этому также будет нечем. Вслед за этим — взрыв и развал. Не только Украины, но и с любовью выстроенных бизнес-империй.

Если дело переходит в практическую плоскость, то даже до олигарха может дойти несложная истина: если приватизировать все доходные статьи, то армию содержать будет некому и не на что. Заводить же каждому олигарху собственную мини-армию накладно и глупо.

Несложные размышления позволяют вывести формулу. Для сохранения максимума «приватизированного», этим приватизированным следует делиться с государством, обеспечивая поддержание хотя бы минимума государственных функций. Впрочем, эта формула уже давно выведена Наполеоном. Помните, про свою и чужую армию?

3. Ну и, конечно же, «шкурный интерес». На территории новороссийских республик оказалось немало промышленных объектов, смириться с потерей которых для олигархов будет совсем непросто. Тем более Киев сам усложнил себе ситуацию, отказавшись зафиксировать границы ДНР и ЛНР. Цепляясь за иллюзии на восстановление контроля над Донбассом, Киев обрёк себя на постоянную угрозу расширения Новороссии на запад и юг. Но жадность слепа. Поэтому киевская власть в угоду финансирующим её олигархам будет и дальше вести войну, которая будет только подтверждать правоту крымского, донецкого и луганского референдумов.

Если кому-то нравится называть это патриотизмом — его право. Просто не нужно забывать слова, которыми охарактеризовал такую специфическую и небескорыстную любовь к родине доктор Самюэль Джонсон. Они вынесены в название.

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить