Все происходящее в Москве с выборами в депутаты показывает, что кандидаты в депутаты рвутся не к власти, а к доходному месту. Потому что в реальных условиях депутаты номинально – законодатели, а фактически никакой властью не обладают.
Пример продавливания пенсионной реформы через законодательные органы власти в России это ярко продемонстрировал. Ни один оппозиционер, попавший в местные депутаты истекшего созыва, в прошлом году против пенсионной реформы даже не пикнул.
Посему абсолютно все равно, кто попадет в депутаты в Москве ли, в другом ли городе России.
Избирателям от действий любых депутатов будет ни холодно, ни жарко. Решать государственные дела будут не депутаты.
Депутаты решают только свои дела. Заметить это нетрудно.
Молодой человек с замашками лидера агитирует за себя на выборах в джинсах и свитере. Оказавшись депутатом, уже через годик смотрит свысока на своих избирателей, надувая щеки. «Вы хотите, чтобы депутат занимался уборкой снега?» – цедит сквозь зубы молодой депутат своим избирателям. Любуется своим дорогим костюмом, новой квартирой и машиной. А через пять лет снова идет в депутаты, чтобы еще больше прирасти имуществом и связями. И, конечно, обещает бороться за честные выборы, правду и прозрачность.
Говорят, если государство не будет платить депутатам жалованье, то депутатов будут содержать спонсоры. Однако, спонсоры и сейчас не обходят их своим вниманием.
Те же из депутатов, кто сегодня реально помогают людям, помогают не за деньги и не для галочки. Они будут помогать людям, даже не будучи депутатами. Таких – единицы.
И потому в нынешнем виде депутатский корпус не оправдывает затрат на его содержание. Как не оправдывает себя и система муниципального самоуправления в целом.
Об общественных палатах как механизме контроля за муниципальными властями и медиаторе общественных отношений вообще говорить смешно.
Чтобы навести в стране порядок, надо менять Конституцию, избирательное законодательство и принципы взаимоотношений в обществе. Без денег сильное государство не построишь, но деньги решают не все.
Избирательное законодательство в России не одинаково для крупных и малых городов. Да и в крупных городах оно различается.
В самом крупном городе нашей Родины – Москве – 7 миллионов 300 тысяч избирателей выбирают 45 депутатов Мосгордумы по 45 одномандатным округам. Количество избирателей в избирательных округах Москвы колеблется от 145 до 170 тысяч человек.
В Санкт-Петербурге 3 миллиона 800 тысяч избирателей выбирают 50 депутатов Законодательного собрания города: 25 по партийным спискам, 25 по одномандатным округам. Избирательные округа Санкт-Петербурга насчитывают от 128 до 175 тысяч избирателей.
И в Москве, и в Петербурге самовыдвиженцу в законодательный орган города нужно собрать в свою поддержку подписи в количестве трех процентов от числа избирателей в округе, где он выдвигается.
Три процента установлены в качестве барьера и для самовыдвиженца в Мособлдуму или Законодательное собрание Свердловской области.
В Мособлдуму жители Подмосковья (5,5 млн избирателей) выбирают 50 депутатов: 25 по партийным спискам и 25 по одномандатным округам.
В подмосковной Дубне в местный законодательный орган – Совет депутатов – 54 тысячи избирателей выбирают 20 депутатов по 20 одномандатным округам. Количество избирателей в округе 2 – 3 тысячи человек.
Самовыдвиженцу в депутаты Дубны для регистрации в качестве кандидата нужно собрать в свою поддержку подписи 0,5 процента избирателей округа, где он выдвигается.
Избирательное законодательство в России хоть и отличается в разных городах и регионах, но имеет одну общую черту: формально оно настроено так, чтобы отсечь кандидатов, не имеющих достаточной поддержки населения.
Судите сами: в Москве, Петербурге или в Московской области самовыдвиженцу в Мосгордуму, Заксобрание или Мособлдуму надо собрать почти 6 тысяч подписей избирателей, чтобы быть зарегистрированным в качестве кандидата в депутаты и принять участие в выборах.
Процедура проверки этих подписей очень непроста. Данные об избирателях, поставивших свои подписи в подписном листе самовыдвиженца, выборочно проверяют с помощью запроса в МВД и экспертизы почерковедов.
Самовыдвиженец не может сам, вместо избирателя заполнить сведения о нем в своем подписном листе. Все свои данные избиратель должен написать собственноручно и заверить их своей подписью.
Отвергнутые избиркомом подписи бывают двух видов: недействительными и недостоверными.
Недействительными их признают, если сведения о лице, которому принадлежит подпись, являются неполными, или если неполны сведения о лице, получившем эту подпись.
Недостоверными признают подписи на основании исследования почерка почерковедом.
При этом избиратели не могут подтвердить свои подписи в подписном листе, явившись в избирком с паспортом. Такая процедура почему-то не предусмотрена.
И вот, у желающих стать депутатом, то есть политиком, есть два пути.
Первый – присоединиться к парламентской партии и идти в ее рядах по партийному списку, не собирая подписи. Но тогда придется подчиняться партийной дисциплине и голосовать, как скажет партия, говорить, что скажет партия.
Поэтому в партию кого попало не берут. И прежде всего, не берут людей с собственным мнением.
Второй путь стать депутатом – самовыдвижение. На этом пути собирать подписи для выдвижения в депутаты надо самостоятельно.
Если речь идет о малых городах, где число избирателей на участке составляет две – три тысячи человек, то кандидату в депутаты придется собрать пятнадцать – девятнадцать подписей. Но даже такое их количество в полном соответствии с требованиями закона собрать не совсем просто. Тщательность требует времени.
Поэтому в больших городах, где для регистрации нужно собрать почти 6000 подписей, в одиночку кандидат в депутаты с этим физически не справится.
А значит, либо у него должно быть много тщательных и законопослушных бескорыстных сторонников, либо кандидат должен быть достаточно богат, чтобы нанять тщательных и законопослушных помощников.
Шесть тысяч бескорыстных деятельных сторонников – это очень много. Если бы у каждого из наших депутатов их было столько, и если бы слова всех депутатов совпадали с их делами, то наша страна давно бы расцвела всем нам на радость.
Однако все мы видим, что, в основном, депутатство идет в нашей стране по другому сценарию: либо партия, либо деньги.
Если самовыдвиженец стал депутатом, то за это кто-то заплатил. Этот кто-то и есть выгодополучатель от деятельности депутата.
Вероятно, поэтому и власти у депутатов хватает ровно на обеспечение собственного достатка и достатка выгодополучателя.
Так что сейчас лучше выбирать депутатом не того, кто громко кричит об общественном благе и на публику назойливо сует свой нос во все дыры, а того, кто принесет нам всем меньше вреда.
Вот такая пока выходит история с нашими депутатами.