Почему случилось ЧП в Тушинском тоннеле Канала имени Москвы?

http://wikimapia.org

Чтобы докопаться в буквальном смысле до причин происшествия, пришлось потратить два с половиной месяца. Только когда окончательно сошел снег, удалось подтвердить, что авария произошла из-за ошибок, допущенных при проектировании, а также низкого качества строительно-монтажных работ и материалов. Примечательно, что прорыв произошел в самой новой из трех очередей тоннеля, построенной в 2000 году.

Напомним, утром 10 января 2019 года под каналом имени Москвы на Волоколамском шоссе провалился грунт. Площадь провала равнялась 50-ти квадратным метрам, пострадавших не было. Движение машин по тоннелю было оперативно восстановлено, а вот полностью отремонтировать данный участок и начать судоходство на участке между шлюзами №7 и №8 ФГБУ "Канал имени Москвы" планирует только в июне этого года. Это не помешает запуску навигации на остальных водных путях Московского бассейна 24 апреля.

Выводы о причинах обвала сделала 1 апреля специально созданная межведомственная комиссия Ространснадзора, проводившая расследование.

Внутри данного сложного гидротехнического сооружения, расположенного на Волоколамском шоссе, действует три комплекса автомобильных тоннелей. Построены они были в 1937-м, 1971-м и 2000 году соответственно. Поврежден был самый новый.

"В результате размыва дамбы разрушился ее низовой откос, произошел провал грунта и, как следствие, нарушилась целостность напорной дамбы Канала, - поясняется в официальном пресс-релизе "Канала имени Москвы". - В итоге из ее тела было вымыто около 3 000 кубометров грунта (это сопоставимо с объемом 200 самосвалов). Для локализации аварии и ликвидации ее последствий ФГБУ "Канал имени Москвы» за пять часов опорожнил судоходный участок между шлюзами протяженностью более 1 км, сбросив в Москву-реку около 380 тыс. куб. м воды (140 олимпийских бассейнов)".

"Чтобы установить причины аварии, - продолжается в материале, - нужно было убрать снег, лед, иловые наносы, а затем демонтировать дамбу и вскрыть дно Канала. В ходе соответствующих работ было снято 8 000 куб. м грунта... около 300 железобетонных плит общей площадью 3 600 кв. м и длиной 1,8 км, вывезено 40 тонн инородных тел (в том числе камней, кирпича и металла), откачано еще 76 000 куб. м воды...".

Неучтенные условия и плохое качество исполнения

Третий тушинский тоннель был построен согласно Постановлению Правительство Москвы №880 от 21 сентября 1999 года «О транспортной развязке Волоколамского шоссе с улицы Свободы и устройстве дополнительного тоннеля под Каналом имени Москвы». Заказчик проекта ООО "Организатор" проигнорировал при проектировании в 1999 году несколько пунктов технических условий от "Канала".

Исполнителями явились следующие организации: генеральным проектировщиком и генеральным подрядчиком было АО «Корпорация "Трансстрой", основными подрядчиками - ОАО "Мостотряд-19" и ОАО "Мосводоканалстрой". Они возвели тоннель быстро: между навигациями 1999-го и 2000-го годов.

Был целиком срыт участок Канала, включая две напорные дамбы; в теле дамб были установлены две шпунтовые стенки, между которыми и велось строительство. После постройки тоннеля восстанавливали русло: для этого сделали отсыпку песчано-гравийной смеси и укладку сверху железобетонных плит поверх бетонного потолка тоннеля. Кроме того, в середине всех этих слоев расположился глиняный противофильтрационный экран. Его задачей стало сдерживать воду, не пуская ее вниз к бетонным сводам и защитным дамбам. Однако при расследовании причин ЧП выяснилось, что глиняный экран был уложен неровно, с нарушением требуемой толщины, а местами и вовсе отсутствовал, перемежаясь с песком, щебнем, сваями и рельсами. Используемая глина также не имела нужного качества по показателям текучести и влажности. "На дне по всей ширине Канала в промежутке между шпунтом и тоннелем зафиксирована пустота глубиной до 70 см, а в других местах – 10-сантиметровые трещины и четыре полости глубиной от 40 см до 3 м и диаметром до 1,5 м, - пишет пресс-служба ведомства, - Сюда и проходила вода из Канала и текла дальше по разуплотненным пазухам".

И это еще не все нарушения.

"Проектировщик ОАО "Институт Гипростроймост" не учел факт высокой обводненности насыпных грунтов, - продолжается в материале. - В итоге они оказались переувлажненными. Большая часть воды (в том числе подземного происхождения) скапливалась в песчаных пазухах между стенками тоннеля и шпунтом, которые к тому же были плохо утрамбованы и стали магистральным путем для выхода влаги наружу. Специальных устройств для пропуска воды, профильтровавшейся через дно Канала, установлено не было. Не предусмотрели также и контрольно-измерительную аппаратуру, которая должна былавести мониторинг обводненности.

О низком качестве СМР говорит наполнение упорных призм дамбы песчаным грунтом вперемешку с валунами, строительным мусором и серой озерной супесью с растительными остатками. Строительный мусор, битый кирпич, куски металла и 25-сантиметровые камни обнаружили также в одной из песчаных пазух. Все это не позволило достичь качественного уплотнения и однородности грунта в теле дамбы, а спровоцировало образование трещин и провалов. Неплотно уложенный грунт вымывался, образовывались пустоты, в результате чего появлялись просадки и повреждения верхних слоев".

Реконструировать поврежденный участок дамбы планируется до июля. Старый проект строительства будет доработан так, чтобы глиняный экран выполнял свою функцию. Над тоннелями установят дополнительную контрольно-измерительную аппаратуру. Всего "Каналом имени Москвы" будет потрачено свыше 200 млн рублей.

Это не первая авария в истории Тушинского тоннеля. Когда в 1969-1971 гг. строилась вторая очередь, на последнем этапе работ возникли проблемы от небрежной укладки все того же глиняного экрана и состыковки нового защитного панциря с ранее существовавшим. Возникли протечки. Чтобы устранить их, потребовалось около трех лет.


Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить

Срочные новости

Душистые и плодовые улицы Дубны

Вновь образованным улицам в поселке для многодетных Юркино присвоены имена.

Танцевальный "Весенний ренессанс-20…

27 апреля в зале администрации Дубны (ул.Академика Балдина, 2) впервые состоятся соревнования по тан...

Работа в Дубне есть

Вакансии ГКУ МО Дубненский ЦЗН на 25 апреля.

Лицей №6 Дубны попал топ-5 Подмосковья

По результатам регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников Дубненский лицей №6 имени Г.Н...

Учитель третьеклашек Марина Борисовна

Каждый месяц мы представляем учителя Дубны, награжденного грантом ОИЯИ за профессиональные достижени...

Реклама

Объявления

Новости бизнеса

Заявки на субсидию МСП принимаются онлайн

Уважаемые предприниматели города Дубны! Одна из муниципальны...

«Союз» науки и разработчиков в нефтегазовой отрасл…

По инициативе резидента ОЭЗ «Дубна» компании «ИНТЕХ-Сервис» ...

ОЭЗ Дубна» пополнили четыре резидента с инвестиция…

Один из четырех новых резидентов ОЭЗ «Дубна» компания «Альфа...

52 квартиры для резидентов ОЭЗ «Дубна» в новом дом…

На прилегающей к Российскому центру программирования террито...

Первая компания из Италии может стать инвестором О…

Итальянская фирма «Flame Sргеу» заинтересована в развитии ...

Мы в соц сетях

VK
ОК
FB
G+

 

Блоги

Подпишитесь на новые события нашего сайта:Подписаться