. Дубна: 2 oC
Дата 20.04.2024
rss telegram vk ok

17 17 1

7 мая на сцене ДК «МИР» состоялась премьера балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» в постановке театра.

Название театра «Talarium et lux» в переводе означает «балет и свет». Накануне нового 2013 года этот молодой коллектив уже побывал в Дубне, восхитив дубненских зрителей мастерством и артистизмом. В программе большого гала-концерта тогда были с блеском исполнены номера из балетов «Дон Кихот», «Корсар», «Пламя Парижа».

Отличие театра «Talarium et Lux» от других заключается в том, что он планирует создавать балеты-феерии с применением всех существующих новых технологических возможностей в области шоу и театральных представлений.

Балет «Щелкунчик» – один из первых таких опытов. Напомним, что сюжетом П.И. Чайковскому послужила известная сказка Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» во французском пересказе, сделанном А. Дюма-отцом.

«Наш спектакль – это интеграция хореографии и возможностей компьютерной графики. У зрителя должно создаться ощущение, что персонажи живут внутри фантасмагории Гофмана. Для этого мы создали специальную конструкцию из пяти экранов, действие будет переноситься со сцены на экраны и обратно, – рассказывала СМИ сценарист и режиссер видео-контента Карина Шебелян перед постановкой. – Графика будет не просто украшением, она будет двигать действие, помогать раскрывать историю на сцене, подчеркивать ее сказочность. При помощи обычных декораций такого эффекта добиться сложно. У нас будет возможность визуально мгновенно менять геометрию пространства, делать графические акценты, трансформировать место действия – одним словом, на сцене должна быть магия»!

Да, мультимедийные декорации, действительно были сказочно красивы. За окнами падал настоящий снег, мела метель, на елке горели свечи, игрушки спрыгивали с экрана, Коломбина и Арлекин оживали на сцене, исполняя свои танцы, Сова превращалась в советника Дроссельмейера, Принц и Мари уплывали на лодке в волшебный замок.

Однако

меня не покидало странное ощущение, что я нахожусь не на балетном спектакле, и слышу в записи не музыку Чайковского, которую я хорошо знаю с детства. Не знаю, чем объяснить это странное ощущение. Наверное, так бы под караоке или минусовку звучала знакомая опера в удобной, подстроенной под изменяющиеся экранные декорации, редакции.

«Чтобы сочетание графики и хореографии было наиболее выигрышным, специально под наш спектакль меняются некоторые мизансцены. Артистам нужно будет не только исполнять хореографию, идти за музыкой, проживать роли, но и помнить, какие изменения происходят на экранах, чтобы действовать синхронно с анимацией, чтобы было единое действие. Такого в балете еще не было! Однако все канонические номера останутся без изменений – это абсолютно классическая постановка, но рассчитанная на восприятие современного зрителя».

Не могу согласиться с утверждениями создателей спектакля, что все канонические номера остались без изменений, и это абсолютно классическая постановка. Я уже упоминала о странной редакции и записи оркестровой музыки. Отсутствовали, например, «Русский танец», самый сказочный танец Феи Драже. Совсем не впечатлил знаменитый «Вальс цветов», исполненный в несколько урезанном составе, словно двум солисткам не хватило партнеров. А вот «Восточного танца» в постановках других балетных трупп, которые я видела, что-то не смогла припомнить.  

В своем последнем балете  «Щелкунчик» Чайковский обращается к той же теме, которая была воплощена в «Лебедином озере» и «Спящей красавице» — преодолению злых чар силой любви. Но ни о какой подобной философии в этой постановке не было и речи. Действие и хореография были очень вялыми. Складывалось такое впечатление, что солистам некогда было проживать роли, главной задачей было – действовать синхронно с анимацией. Скрасило впечатление заключительное «Адажио». 

«Наша цель – сохранение бесценного культурного наследия нашей страны, русской балетной школы, которая почитается во всем мире. Мы считаем, что сегодня, во времена тотальной подмены ценностей и доминирования поп-культуры, поддержка и пропаганда настоящего высокого искусства – одна из ключевых задач для каждого. Безусловно, это непростая задача. Но мы, открывая новый театр, готовы рискнуть. Для того чтобы привлечь внимание к классике, мы выпускаем наши постановки в обрамлении современного мультимедийного контента, будем создавать новые, оригинальные спектакли, основываясь на классических традициях, с интеграцией инновационных сценических технологий. «Балет и свет» для нас – это не просто словосочетание, это концепция, мы хотим представить русский балет в новом свете, самом выигрышном и современном».

Да, пожелания и цели у создателей нового театра самые благие, но я не уверена, что в погоне за спецэффектами, и приближением таким способом к поклонникам массовой поп-культуры, можно привлечь их в ряды поклонников классики. Исполнительское мастерство артистов при таком подходе значительно теряется.

И хотя зал был полон, на взгляд некоторых зрителей, с которыми мы общались после спектакля, хотелось больше классического балета, живой оркестровой музыки и магии настоящего живого искусства, а не современных инновационных технологий. 

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить