Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day) отмечается 2 апреля по инициативе ООН.
Термин autismus ввел в медицинский лексикон в 1910 году швейцарский психиатр Эйген Блейлер.
Привлекать внимание к этой теме очень важно, поскольку чем раньше будет оказана помощь пациентам с аутизмом, тем легче добиться положительных результатов.
У некоторых детей симптомы аутизма проявляются еще в младенчестве. Чаще аутизм проявляется к трем годам. Его признаки могут меняться в зависимости от возраста и уровня развития ребенка.
Всемирная организация здравоохранения сообщает о том, что расстройства аутистического спектра встречаются примерно у одного из 160 детей, по другим данным – у 1–2 человек из 1 000, если брать все население планеты.
Аутизм возникает вследствие нарушения развития головного мозга, характеризуется выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, ограниченными интересами и повторяющимися действиями.
Характерные особенности ребенка-аутиста:
- отсутствие мимики и жестов; может отсутствовать речь;
- не улыбается собеседнику, не смотрит в глаза;
- беседовать с другими не может;
- повторяет услышанные где-то фразы, которые не относятся к ситуации;
- говорит монотонно;
- не хочет общаться и дружить с ровесниками;
- игнорирует чувства и само существование других людей, даже родителей;
- не делится с близкими своими проблемами, не испытывает такой необходимости;
- не подражает мимике и жестам других людей или повторяет неосознанно;
- впадает в истерику при изменении окружающей обстановки;
- предпочитает уединение, играет сам с собой;
- тяготеет к определенному предмету, испытывает навязчивое желание держать его в руках;
- точно повторяет одни и те же действия;
- концентрирует внимание на чем-то одном.
Причины заболевания до сих пор не установлены. Некоторые исследователи полагают, что аутизм вызывают различные патологии при родах, черепно-мозговые травмы, инфекции. Бытует мнение и о возможной врожденной дисфункции мозга.
В медицине не существует единого оптимального метода терапии аутизма – всё индивидуально. Определенные улучшения отмечаются при использовании методик психосоциальной помощи. Это говорит о том, что любая помощь лучше, чем ее отсутствие.
Основные цели терапии – снижение напряжения в семье, повышение качества жизни и функциональной независимости аутиста. Программы интенсивного, длительного специального образования и поведенческой терапии на ранних этапах могут помочь ребенку в освоении навыков самопомощи и общения, снижают тяжесть симптомов и неадаптивного поведения.
Появление Интернета позволило людям, страдающим аутизмом, формировать онлайн-сообщества и работать дистанционно, избегая эмоционального взаимодействия. Социальные и культурные аспекты аутизма также претерпели изменения: одни стремятся найти метод исцеления, другие заявляют, что аутизм – просто один из многих стилей жизни.