До школы остались считанные дни, некоторые родители первоклассников в панике, ничего, мол, не знает, двоечником будет. Такой настрой опасен и для семьи, и для первоклассника. К тому же не так уж много надо знать и уметь, чтобы нормально начать учиться в первом классе.
Ребенок не обязан уметь писать и читать, этому его научат в школе. Он не обязан разбираться в самоустанавливающихся сферических шарикоподшипниках (http://promzapchast.com/). Но некоторыми навыками и умениями он всё-таки должен обладать, чтобы идти вровень со всеми в классе. Если же какими-то из навыков не обладает, тоже не беда, этому можно научить довольно быстро.
Итак, первоклассник должен:
- Уметь назвать свое имя, отчество, фамилию, а также имя и отчество мамы, папы, бабушки и дедушки.
- Знать названия дней недели, месяцев, времен года. Уметь отвечать на вопросы: «Когда распускаются листья?», «Когда замерзают реки?», «В какой день недели не надо идти в детский сад?» и т.п.
- Знать прямой и обратный счет в пределах двадцати.
- Уметь складывать и вычитать в пределах десяти. (Хорошо помогает мяч. Со словами «к двум прибавить два» вы бросаете мяч ребенку, он должен мяч поймать и вместе с ответом «четыре» вернуть его вам. Так можно играть сколько угодно).
- Знать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал. Уметь их нарисовать.
- Владеть навыком обобщения по признаку: из предложенных картинок ребенок должен выбрать те, которые что-то объединяет. (Этому можно научить и без картинок. Например, выставить на кухонный стол посуду, положить среди неё яблоко и попросить ребенка убрать «лишнее»).
- Находить сходства и различия между предметами.
- Уметь отвечать на вопросы типа: «Кто выше слон или жираф?», «Что бывает раньше утро или вечер?» и т.п. Ребенок должен четко различать понятия сзади, спереди, ближе, дальше, под, над.
- Запомнить и назвать не менее шести из 12 картинок, одновременно показанных ребенку в течение 30 секунд. (Вместо картинок можно использовать любые подручные предметы, ту же посуду).
- Запомнить пять-семь из десяти четко произнесенных простых слов.
- Знать основные цвета (не путать оранжевый, фиолетовый, сиреневый).
- Уметь нарисовать фигуру человека со всеми основными частями тела, включая уши, шею, пальцы.
- Уметь составить связный рассказ по картинке.
- Быть в состоянии написать (если умеет) или скопировать (если писать не умеет) печатными буквами коротенькое предложение, например, «Я ем суп».
- Уметь обслуживать себя: зашнуровывать ботинки, одеваться, раскладывать вещи по местам, заправлять кровать.
- Уметь общаться со сверстниками.
- Быть приветливым, вежливым и воспитанным.
- Различать, что плохо, что хорошо. (Этому надо учить с пеленок).