. Дубна: 8 oC
Дата 31.10.2020

Sokolov akademik

Российская академия наук представила в Госдуму комплекс поправок к закон о реформировании трех академий – РАН, РАМН и РАСХ.

О сути поправок порталу Полит.ру, рассказал главный ученый секретарь РАН, директор Института проблем информатики РАН, академик Игорь Соколов

Комиссия под руководством президента РАН Владимира Фортова была создана в начале июля по решению Президиума РАН, чтобы выработать единое мнение от лица Российской академии наук о ситуации вокруг реформирования РАН, сообщил академик Соколов.

В комиссии из 24 человекпредставлены все отделения РАН по отраслям знаний, представители научно-организационного и финансово-экономического управлений.  

Члены комиссии выслушали и собрали мнения научных коллективов и отдельных экспертов. 30 июля в общем составе комиссия обсудила и выработала набор поправок к закону о реформе РАН.

1 августа был сформирован окончательный вариант поправок и направлен в Думу (лично С.Е. Нарышкину и в Комитет по науке и технологиям) как официальное мнение РАН.

Поправки можно сформировать в несколько групп.

Первая. Академию наук недопустимо ликвидировать. Допустимо модернизировать, реорганизовывать, но не ликвидировать. Даже кратковременная ликвидация юридического лица академии несет за собой очень сильные последствия в работе как Президиума, так и подведомственных Академии организаций, в первую очередь, научно-исследовательских институтов. У них сотни обязательств, которые невозможно будет выполнить, если юридическое лицо будет преобразовано.

Вторая. За Академией наук необходимо оставить ее  научно-исследовательскую базу и инфраструктуру. Подведомственные организации – это научные институты, организации научного обслуживания, и организация социальной сферы. Без этого инструмента в современной науке ученый проводить исследования не может.

Третья. Агентство по управлению имуществом Академии. Такая структура в Академии всегда существовала. В советское время это было Управление делами. Руководитель Управления делами был ответственен за весь имущественный комплекс Академии наук СССР. При этом, он назначался Советом министров СССР вне зависимости от Президиума АН и мнения Академии.

В российское время в разных формах это было то или иное подразделение либо российского Фонда федерального имущества, либо Росимущества. Лишь в последние несколько лет решением государства управление земельным и имущественным комплексом РАН лишилось статуса территориального подразделения Росимущества, что Президиумом РАН воспринимается как негативное решение, отметил главный ученый секретарь РАН. «Но мы против того, – подчеркнул он, – чтобы это Агентство решало вопросы научной организации работы и кадровой политики, это совершенно невозможно. За Академией наук должно остаться, во-первых, право учредителя, не собственника, а учредителя подведомственных организаций. Во-вторых, формирование и организация выполнения государственных заданий, включая распределение бюджетного финансирования и целый ряд других функций, которые собственник учреждения должен осуществлять. За Агентством мы предлагаем оставить те функции, которые свойственны Агентству по имуществу, то есть управление федеральным имуществом».

Четвертое. Вторым чтением закона о реформе РАН ликвидируются региональные отделения Академии – Уральское, Сибирское и Дальневосточное, вокруг которых в регионах организуется научно-культурная жизнь. Поправки к закону сохраняют за региональными отделениями права юридических лиц и прямых бюджетных получателей и распределителей бюджетных средств.

Пятое. Двухуровневое членство Академии наук доказало свою эффективность и разумность. В одночасье лишаться этого положительного опыта неправильно, поэтому предлагаются  поправки, которые эти вопросы отправляют для решения в обновленных уставах.

Шестое. Механическое объединение трех академий Российская академия наук считает преждевременным. Любое решение об этом должно базироваться на принципе сохранения юридических лиц за шестью академиями: РАН, РАМН, РАСХ, Академией художеств, и Академией  архитектуры и строительных наук, и Академией образования.

Академики считают, что закон о реформе РАН должен быть отозван, и вопросы новой структуры проведения научных исследований в России должен быть серьезно рассмотрен в течение полугода или даже года.

За последние несколько лет решением самой РАН были ликвидированы больше сотни ее учреждений. пересмотрены правила и схемы финансирования научных исследований. Соотношение базового финансирования и финансирования по конкурсу меняется в сторону увеличения финансирования по конкурсу. Пересмотрены правила формирования заданий институтам на проведение исследований. Обеспечена абсолютная прозрачность финансирования. «Мы каждый год отчитываемся за каждую копейку перед правительством и президентом», – напомнил академик Соколов. – И эти отчеты доступны общественности. Внешний аудит Академии наук проходит постоянно. У нас постоянно работает Счетная палата, которая проводит проверку не только целевого использования бюджетных средств, но и его эффективность».

Президиум РАН соберется после каникул 10 сентября.

«Даже если закон примут в том виде, в котором он сейчас есть, это не означает развал Академии наук и прекращение научных исследований в России. Мы будем продолжать нашу деятельность, направленную на то, чтобы сохранить сложившуюся структуру, никакие законы, ни в каком виде, воспрепятствовать этой деятельности не могут».

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить