Подростки и молодые люди поверхностны, имеют трудности с планированием и пренебрегают качественным анализом, утверждают психологи на основе сравнения результатов тестирования школьников с 1990 по 2020 год.
Эти факты были представлены кандидатом психологических наук Людмилой Ясюковой в лекции «Изменение структуры интеллекта подростков с 1990 по 2020 годы» на 14-м Санкт-Петербургском саммите психологов.
Представленные данные были получены в процессе тестирования 4738 учащихся девятых классов, которые проводились ежегодно в течение 1990–2020 годов.
«Почему я взяла данные именно девятых классов? Младшие школьники – это еще начало формирования интеллекта, мышления, там еще делать выводы на основе тестирований нельзя, поскольку выводы зависят от того, какая будет программа, как будут дети учиться, будут ли интенсивно развиваться», – пояснила Людмила Ясюкова.
По словам писхолога, тип мышления формируется у детей к 13–14 годам. Сформированный тип мышления закрепляется, потому что ребенок к этому возрасту уже привыкает использовать одни и те же операции мышления для решения школьных или жизненных задач.
«Сравнительное исследование показало, что на рубеже 2000-х годов произошло качественное изменение типа интеллекта подростков: логическая систематизация информации, основанная на понятийном мышлении, сменилась на формально-образные обобщения, при которых суть явлений не выделяется и не понимается, хотя большие объемы информации могут удерживаться в памяти, – говорит Людмила Ясюкова. – Если структуру интеллекта составляют формально-образные обобщения, то увидеть, выделить причинно-следственные связи невозможно, поэтому решения принимаются на основе оценки вероятностей, без понимания того, как на самом деле будут развиваться события, следовательно, надежность прогнозов оказывается низкой, а перспективное планирование – невозможным».
На основе результатов сравнительного исследования мышления школьников, писхолог делает вывод, что для «нового» типа интеллекта характерны:
- поверхностность мышления,
- пренебрежение качественным анализом,
- абсолютизация методов математического анализа,
- ошибки при принятии решений из-за непонимания причинно-следственных связей,
- неадекватность перспективного планирования и прогностической деятельности в целом.
«И сейчас речь идет не просто о девятиклассниках, не просто о подростках: ученики из 2000-ых уже закончили школу, получили высшее образование – это люди, которым от 20 до 40 лет. Они могут занимать достаточно приличные должности в образовании, в науке, медицине, управлении, но с таким типом мышления и таким способом принятия решений, – подчеркивает психолог. – Интеллект не является некой самореализующейся способностью, основы которой заложены генетически, а представляет собой структуру операций, которая формируется, как подчеркивал Л.В. Выготский, в результате обучения ребенка. Характер этой структуры, тип интеллекта, который будет сформирован, зависит от уровня развития культуры, в которой растет ребенок, принятой в ней системы образования и конкретных программ, используемых при его обучении».