. Дубна: 9 oC
Дата 18.09.2020

055 8

Традиционно в Дубну съезжаются профессора и аспиранты, чтобы обсудить актуальные проблемы на конференции «Математика. Компьютер. Образование». Она проводится по очереди в подмосковных Дубне и Пущино с середины 1990-х.

Организованная ассоциацией «Женщины в науке и образовании», она собирает ученых-исследователей, профессоров вузов и школьных педагогов, которые привозят с собой аспирантов, студентов и школьников из многих городов России, чтобы обсудить актуальные проблемы в широкой предметной области. С лекциями на конференции традиционно выступают ведущие специалисты Центрального экономико-математического института РАН, Физического института РАН, Института прикладной математики, Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, Института народнохозяйственного прогнозирования, ОИЯИ и других. Эта конференция единственная из проводящихся в ОИЯИ, где можно познакомиться с анализом разных параметров экономического состояния страны, услышать прогнозы, неожиданные сравнения, данные, которые доступны только специалистам. «Открытая Дубна» начинает знакомить своих читателей с самыми яркими выступлениями.

Дискуссионным оказался доклад доктора физико-математических наук, профессора Николая Христовича Розова, декана педагогического факультета МГУ, «Математика для обывателей».

Сейчас принимаются разные программы по работе с одаренными детьми. Проблема в том, что серьезно интересующихся математикой только 10%, остальные дети интересуются другими предметами или ненавидят математику и все остальное и ходят в школу только из одолжения. Как быть с ними? В нашей педагогике до сих пор не существует школьной программы работы с условно неодаренными детьми. Что с ними делать – серьезная проблема. И социальная тоже, ведь они, окончив школу, должны выйти в общество и начать где-то работать.

Нынешние грандиозные успехи робототехники будут только нарастать, а значит количество неквалифицированного, ручного труда будет сокращаться. В США уже сегодня 10% населения, занятых ручным трудом, обеспечивают всю потребность в нем. Если человек не хочет заниматься математикой, почему мы требуем, чтобы он решал логарифмические уравнения? Учителя жалуются, что сокращают часы преподавания математики. А для чего нужны дополнительные часы? – Мы бы ввели комплексные числа. Зачем? В школьной программе и так много мусора, это обсуждалось уже неоднократно. Еще когда А.Н. Колмогоров проводил свою реформу и пытался очистить школьную программу по математике, каждый ее пункт вызывал ожесточенное сопротивление. Как это дети не будут знать теорему о величине угла треугольника с вершиной вне круга? Ее еще Евклид знал, а наши школьники не будут? Колмогоров сумел настоять, и теорему из программы убрали.

Мы не тому и не так в школе учим – это главное, что мы должны обсуждать. Математики считают свой предмет царицей наук со слов Гаусса, который был хорошим математиком и любил математику. Но из этого ничего не следует. Мы должны руководствоваться здравым смыслом. Ландау, которого трудно обвинить в некомпетентности, считал: «Мне не хочется дискутировать с достойной средневековой схоластики мыслью, что путем изучения ненужных вещей людей можно научить мыслить». Это заблуждение, что математика учит логике.

Не пора ли всерьез обдумать вопрос, как модернизировать школьную программу и сделать ее ориентированной на обывателя. Обыватель – старинное русское слово, означающее жителя какой-то местности, приобрело резко отрицательный смысл в советские времена.

Казалось, ЕГЭ должен был что-то стимулировать. Но его введение стимулировало расцвет репетиторства. Причем, если раньше репетиторством занимались профессиональные преподаватели, дающие детям дополнительные знания для поступления в вузы, то сейчас в каждой школе дрессируют, как писать ЕГЭ. «Часть С даже не открывайте, решайте В». А зачем вообще человеку, который увлекается историей Древней Греции решать олимпиадные задачи С5 и С6? Уже появилась масса книжечек «Как решать задачи С1, В2 и т.д.». А результат? Последнее международное обследование уровня знаний школьников – не талантливых, а всех подряд, по математике поставило Россию на 32 место.

Н.Х. Розов привел реальные истории, звучащие как анекдот. Преподаватель спросил первокурсников Бауманского университета: кто помнит, о чем закон Ома? Никто не ответил. После ряда уточняющих вопросов одна девочка сказала: «Про ток». – «Какой ток?» – «А что бывают разные токи?» – «Да, постоянный, переменный». – «Про ток, который был во времена Ома».

Недавно провели опрос 151 студента факультета журналистики МГУ, 84 – Высшей школы экономики, 35 – Московского государственного института международных отношений. Правильно на все вопросы не ответил никто, 15 человек не смогли ответить ни на один вопрос. А вопросы были элементарными: «Куда впадает река Волга?» Разброс ответов – от Балтийского до Черного морей, озеро Байкал, никуда не впадает. 60% опрошенных журналистов и половина студентов ВШЭ не вспомнили настоящую фамилию Сталина. На вопрос: «Кто был мэром Москвы до Лужкова?» ответили неправильно 94% студентов-журналистов, один из учащихся в МГИМО ответил так: «До Лужкова мэра не было, поскольку была царская Россия». И это наша будущая элита! 

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить