. Дубна: 12 oC
Дата 26.04.2024
rss telegram vk ok

Valentinov den

Жизнеутверждающим спектакль «Валентинов день», показанный в ДК «Октябрь» накануне майских праздников, вряд ли назвал бы кто-нибудь из зрителей. Этот странный сиквел написал современный драматург «из молодых» – Иван Вырыпаев.

Сюжетом пьесы «Валентинов день» Вырыпаев  продолжил популярную в позднее советское время драматургическую историю  «Валентин и Валентина» Михаила Рощина.

В пьесе Рощина студентка Валентина из состоятельной семьи влюбилась в студента Валентина – сына одинокой проводницы поезда Москва-Владивосток, проживавшего с мамой в коммуналке.  А Валентин влюбился в Валентину. Против их молодого чувства восстали родители обоих влюбленных, ощущавшие классовый мезальянс студенческой пары. Пылкая любовь Валентина к Валентине огорчила и томимую страстью к нему соседку юноши по коммунальной квартире Катю.

Конфликт интересов влюбленных с интересами родственников и знакомых двигал действие пьесы Михаила Рощина почти по классическим канонам жанра: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка.

Произведение Ивана Вырыпаева странно тем, что в нем ничего не происходит. Три героя – Валентин, Валентина и Катя – профессионально передвигаются по сцене, по-актерски качественно произносят реплики, даже выносят ружье, которое затем стреляет за сценой. Но действие мертво. Нет ни завязки, ни кульминации, ни развязки. Герои пьесы умерли с самого начала, как в еврейском анекдоте: «Когда я ем фиш, все умерли». Роль блюда «фиш» исполняет сюжет пьесы «Валентин и Валентина».

Рощин закончил свою пьесу о Валентине и Валентине в характерной для поздней советской драматургии манере  – неопределенностью: первые трудности вроде бы не разлучили влюбленных, но нет уверенности, что следующие трудности в их жизни не приведут к разлуке.

Иван Вырыпаев нафантазировал с этого момента жизнь Валентина, Валентины и Кати незамысловато и прямолинейно: Валентина вышла замуж за ровню и развелась, Валентин женился на Кате, которая оказалась под боком. Потом Валентин и Валентина встретились и стали мучиться любовью втроем. От этих мучений Валентина хватил удар, и он скончался.  Валентина переехала в коммуналку к Кате. Две женщины жили воспоминаниями о Валентине, ненавидя друг друга, и от этого преставились в один день. Такая вот мертвая любовь.

В этом драматургическом контексте очень жаль было усилий хороших актеров Юлии Меньшовой (Валентина), Константина Юшкевича (Валентин) и Олеси Железняк (Катя). Им просто негде было развернуться в полную силу.

Несколько оживлял действие репликами в стиле «от автора» и пассажами на аккордеоне музыкант Иван Замотаев. Эти «оживляжи» вместе с «ситцевыми» декорациями оформили спектакль в псевдонародно-эклектичной манере фильма Владимира Меньшова «Любовь и голуби». Хотя поставил спектакль режиссер совсем другой школы: ученик Марка Захарова, ленкомовец Роман Самгин.  

Зрители расходились после спектакля молчаливо и озадаченно. «Какое-то странное впечатление, – говорили они друг другу, – будто чего-то не хватает». И точно. Не хватает сюжета, действия и самой пьесы. Если перефразировать Булгакова, то не того автора позвали. 

Наталия Теряева

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить