. Дубна: 13 oC
Дата 27.04.2024
rss telegram vk ok

teatr kurit1 1

После пьесы  Михаила Дурненкова «Легкий способ бросить курить» драмтеатра из Братска на душе грустно. Нет, не потому, что плохо играли. Наоборот.

По сути это социальная драма, а современный театр так долго нас от этого отучал, так старался не тревожить душу…  

А эта пьеса душу тревожит. Узнаваемые герои, узнаваемые ситуации, банальные, но горькие проблемы.

Константин (Сергей Терпугов) – пентюх, жена  Катя (Ольга Гонтарева)  попрекает его за развязанные шнурки, за то, что ничего не делает – вон машинка стиральная током бьет – он в ответ не огрызается, а пытается развеселить жену, играя сырым яйцом. В итоге яйцо выливается на Катину одежду…  Чтобы вернуть дружелюбие жены, Костя подсчитал на калькуляторе, что за жизнь сэкономит 16 тысяч долларов, если бросит курить. «Прямо сейчас брошу, хочешь? Буду бороться с чем-то. А то живем как-то … без соли». Костя бросает курить, зачитывает жене рекомендации некурящим, призванные облегчить его страдания: «Теперь тебе надо постоянно говорить мне, что ты мной гордишься, что я лучше стал выглядеть, что от меня приятнее пахнет… Что у меня стало дыхание легче. Ты должна придумать способы сделать мою жизнь интересной и приятной».

Косте нужна поддержка жены, как она нужна каждому, кто хочет кардинально изменить свою жизнь. Но жена Катя, занятая домашними хлопотами, отмахивается от мужа. (А каждый из нас многих ли поддерживает, не отмахивается, не сбегает, не прячется от чужих проблем?)

На работе у Кости тоже невезение. Он к начальнику Дмитрию (Роман Калиниченко) с вопросом, когда за июль и август зарплату выдадут, а тот ему объясняет, что держит его на работе, потому что они одноклассники («детство, воспоминания, все такое»), а так с его работой и факс справится. Да еще присовокупляет признание, что переспал однажды с его женой Катей. В итоге вовсе его увольняет, потому что Костя по простоте душевной говорит правду, отвечая на вопрос Дмитрия, почему тот перед Костей вину чувствует. Дмитрия в школе странным считали, «точилкой» звали, дразнили, а Костя его защищал и получал за это...

Он и Таню (Алла Нетеса) в школе защитил, когда она, проспорив, должна была на дискотеке грудь принародно оголить. Но это давно было, а сейчас Таня во все тяжкие ведет жизнь самую грязную (сцена с Пабло настолько противна, что и пересказывать её неприятно). И все в отместку отцу-учителю, Валерию Ильичу (Владимир Куликов), который говорит, что 25 лет детей учил и, вероятно, кого-то хорошему научил, «а с собственной дочерью потерпел поражение». Теперь от неё слышит только одно: «Ненавижу!»

К Валерию Ильичу Костя попадает, когда его жена Катя отправляет за солью. Тот ему сообщает, что школу будут сносить, а там в их классном кабинете №15 двое живут. Костя и Таня совершенно равнодушны и к школе, и к тем двоим. Учитель пытается объяснить, что живут те, как собаки: «Вы представляете себе, о чем я говорю? Жи-вут. И здание, между прочим, не сегодня-завтра снесут. А им податься некуда, и они там в этих развалинах, в холоде, как собаки. При этом, Константин, они такие же люди, как и мы с вами, даром, что по-русски не говорят». В ответ он слышит: «Что ж здесь такого? Они знали, что не на курорт едут». (Разве не так в нашем обществе принято о гастарбайтерах высказываться?) Костя упрекает учителя, что тот лишь говорит, когда надо действовать. «Вы ведь, Валерий Ильич, этим бомжам из школы могли бы помочь, разве нет? Только боитесь. Гораздо приятнее их жалеть на расстоянии».

Учитель внемлет совету Кости и забирает тех двоих к себе, он грезит о миссионерстве. Когда Костя к нему приходит, то натыкается на помои. Потому что те двое выливают помои из комнаты учителя, в которой он их поселил, в гостиную. Так у них принято. Валерий Ильич признается свое поражение. Наблюдая за ними, он пришел к выводу, что «они сильнее нас». Если наш человек мечется, словно таракан, между краем и центром, то они в центре с их верованием и традициями. «Я учусь у них, – говорит  он Косте.– Хотите, присоединяйтесь!» Но учеба заканчивается трагически. Приходит участковый, угрожает тем двоим наручниками, защищаясь, они его убивают. Учитель позволяет им сбежать и берет вину на себя. Такая вот фантастическая развязка одной линии сюжета. Другая развязка не менее странная. Катю убивает в ванной током. (Помните про неисправную стиральную машинку?) И она является дальше в образе привидения, дает советы Косте, советы довольно странные, будто это он её «замочил», и она теперь учит его, как выкрутиться.

Столь же странный конец линии сюжета про учителя с дочерью. Таня подходит к плите, включает все конфорки, раздается характерный звук выходящего газа. На сцене наступает кромешная тьма и… надо полагать, дочь и отец отравились газом.

Еще в этой пьесе про Веронику (Юля Панкова), бывшую жену олигарха, которая становится воспитательницей и мечтает удочерить воспитанницу. Намек на то, что и гламурной девице по силам превратить жизнь из растительной в осмысленную, надо только захотеть.

В финале Костя перемещается на экран и уходит вдаль. Видимо, этим режиссер говорит, что главный герой на пути в новую жизнь. Но сама постановка к такому выводу не склоняет. Правдоподобнее видится, что  курить он не сумел бросить и жизнь не изменил,  остался жить без соли. А уж если он и впрямь жену убил, то тут уж вовсе не до соли.

По итогам международного конкурса современной драматургии “Действующие лица” пьеса “Самый легкий способ бросить курить” признана лучшим драматургическим произведением 2010 года.
В Братском театре этот спектакль появился благодаря гранту, выигранному в Благотворительном фонде культурных инициатив Михаила Прохорова. Полученные деньги позволили пригласить на постановку режиссёра Радиона Букаева из города Елец и сценографа Асю Давыдову из Москвы. Пьеса «Лёгкий способ бросить курить» Дурненкова стала лауреатом международных конкурсов современной драматургии «Действующие лица» и «Евразия», поставлена во многих городах России.

Светлана Козлова 

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить