. Дубна: 7 oC
Дата 31.10.2020

Shulga

Аутсорсинг как способ сократить издержки освоили уже большинство российских предпринимателей. Еще более экономный способ работы – краудсорсинг – в 2012 году впервые применили в России и государство, и бизнес. Двое из участников государственных краудсорсинговых проектов  живут и работают в Дубне.

Признаюсь с самого начала: первый из двух краудсорсеров  – это я. Второй – Татьяна Шульга.

Татьяна Шульга, кандидат химических наук:

– Я родом из Белоруссии, мой муж из Пензы. Арендуем в Дубне квартиру Мы оба окончили химфак МГУ, вместе приехали в Дубну работать в НИИ прикладной акустики. Наша группа химиков работает над интересными проектами, как например, разработка супергидрофобных веществ, которые заставили бы капли дождя не задерживаться на поверхности лобового стекла. Или технология производства легко смываемых красок для граффити. При финансовой поддержке нашего института арендуем в Дубне квартиру. Строим собственное жилье по муниципальной программе для молоды и высококвалифицированных специалистов. Но в нынешнем году эта программа что-то буксует.

Заметили друг друга мы с Татьяной не в Дубне, а в проекте по совершенствованию системы обслуживания клиентов Сбербанка. Это было нынешней осенью. А познакомились воочию 18 декабря на деловом завтраке лидеров крадусорсинговых проектов с генеральным директором Агентства стратегических инициативАндреем Никитиным, куда обе мы были приглашены.

Труд краудсорсера очень выгоден инициатору проекта. Потому что он бесплатен и потому что в нем задействованы все слои потребителей разрабатываемой услуги или продукта. А значит, при разработке или совершенствовании продукта можно учесть требования и особенности практически полного спектра его потенциальных пользователей.

Получает ли краудсорсер при этом удовлетворение? Получает, если его идеи достойно оцениваются и реализуются – ведь он заботится об улучшении качества жизни всех жителей своего города, своей страны.  Если трезвой и объективной оценки бескорыстной деятельности краудсорсера нет – желание дальше работать иссякает. Потому что большие затраты личного времени на изучение нужной информации, на генерирование собственных идей, на оценку и анализ идей чужих не окупаются ничем.

На первом этапе работы краудсорсеры оценивают своих коллег сами, голосуя по десятибалльной шкале за их предложения. И не всегда выставленные баллы кажутся справедливыми. Хотя результат в целом все же оказывается адекватным.

– Иногда толпа выбирает примитивное решение, которое очевидно не принесет ожидаемого результата в долгосрочной перспективе, в его развитии. Многие интересные идеи были отсеяны на этапе, когда еще не было видно, решают они проблему или нет. Краудсорсеры их отсекают по каким-то непонятным критериям.

Но видение экспертов рабочей группы обычно охватывает проблему шире, чем взгляд краудсорсеров. Это, в общем-то топ-менеджмент. И поскольку окончательным отбором идей занимается рабочая группа, то хорошие решения, отсеянные голосованием краудсорсеров, все же возвращаются в «дорожную карту», – поделилась своим ощущением от работы в проекте Татьяна Шульга.

Мое собственное ощущение как краудсорсера совпадает с тем, что высказала Татьяна. Добавлю только: подчас мне казалось, что нужен был более тщательный отбор участников проекта, чтобы здравых идей было больше, а парадоксальных оценок меньше. Однако я поняла затем, что слишком строгий отбор сузил бы проблемное поле, а значит, при выработке решения могли быть упущены важные для существенной части общества детали.

Первая попытка использовать краудсорсинг в России сделана лишь на федеральном уровне. На мой взгляд, эту же технологию полезно было бы использовать и для разумного устройства муниципальной жизни, что я и предложила сделать Андрею Никитину. И в этом меня поддержали коллеги по проекту – по всей России на этом уровне нет порядка. А коллеги мои прибыли 18 декабря на деловой завтрак в Москву из западного Калининграда, из южных Ставрополя, Ростова и Краснодара, из сибирского Томска и с далекого Дальнего Востока. Думаю, их общему мнению можно верить.

Справка

Краудсорсинг (англ. crowdsourcing, crowd – «толпа» и sourcing – «использование ресурсов») – решение общественно значимых задач силами множества добровольцев, координирующих свою деятельность с помощью информационных технологий. Всю необходимую работу делают неоплачиваемые или малооплачиваемые профессионалы‐любители, которые тратят своё свободное время на создание контента, решение проблем или даже на проведение исследований и разработку. Один из отличительных признаков краудсорсинга – разбивка работы на мелкие части (модули) Термин впервые введён писателем Джеффом Хау (англ. Jeff Howe) и редактором журнала Wired Марком Робинсоном (англ. Mark Robinson) в июне 2006 года.

Краудсорсинг называют инновацией с расчетом на пользователя. Потому что он работает в расчете на предполагаемое желание потребителей бесплатно или за небольшую цену поделиться своими идеями исключительно из интереса увидеть эти идеи воплощёнными. Большое преимущество краудсорсинга – бесплатный доступ к талантливым кадрам по всему миру.

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить