. Дубна: 3 oC
Дата 18.04.2024
rss telegram vk ok

22 05 01 1

Продолжаем разговор о некоторых трудностях, существующих в секторе нефтедобычи в России. Ситуацию комментирует президент университета «Дубна», заслуженный деятель науки и техники РФ профессор Олег Леонидович Кузнецов.

Олег Леонидович, какое место в рейтинге мировой добычи нефти и газа Россия занимает сейчас?

– Советский Союз всегда занимал лидирующее положение в мире, так же как и США – раньше мы были на равных. Сейчас мы по экономическим причинам в целом отстаем, но по отдельным разведочным технологиям даже чуть-чуть опережаем Запад.

Представители нефтяных компаний сетуют на то, что им приходится покупать по большей части заграничную аппаратуру…

– Причину этого понять легко. В кластере нефтедобычи есть три типа компаний: вертикально интегрированные компании – крупные нефтедобывающие гиганты. Для их целей работает множество более мелких сервисных геофизических  компаний, которые проводят работы по разведке скважин. Сервисные компании, в свою очередь, покупают аппаратуру для геофизических исследований у компаний, которые эту аппаратуру разрабатывают и создают.

В этой цепочке получить свои деньги сложно как приборостроителям, так – в последнее время – и сервисным компаниям.

Вертикально интегрированные компании (ВИНК) часто ведут себя достаточно эгоистично: демпфируют цены на услуги, пытаются запрашивать меньший объем информации, и во многих случаях это ставит работу сервисных компаний на грань рентабельности.

В этом проблема, и мы пытаемся с помощью научных конференций, дебатов в Государственной думе и Совете Федерации поправить положение. В мае в Государственной думе проходило заседание круглого стола, посвященное взаимоотношению геофизических сервисных компаний и вертикально интегрированных корпораций. Определенные решения приняты, но пока это только слова. Председатели комитетов в Госдуме предварительно сказали нам, что готовы провести парламентские слушания по этому вопросу осенью.

Существуют ли на рынке маленькие фирмы, занимающиеся добычей нефти?

– Существуют. На территории США есть множество маленьких нефтедобывающих компаний, которым принадлежит одна скважина.

Если ехать по северу Соединенных Штатов, на границе с Канадой можно увидеть сотни, а иногда и тысячи одиночных скважин со станками-качалками. Фермер пробурил у себя на ферме скважину, качает нефть, получает большие деньги и живет хорошо. Но это в США.

У нас, в России, люди пока боятся это делать… Возможно, в будущем вопрос будет решен, и малые добывающие компании более широко выйдут на рынок.

Этой весной в Западной Сибири прошло совещание под председательством полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе И. Р. Холманских, с участием губернаторов субъектов Федерации. Посвящено оно было резкому расширению активности сервисных геофизических компаний и малых добывающих компаний – эта тема сейчас исключительно актуальна для России!

Это как раз тот малый и средний бизнес, о котором столько говорят и который нужно развивать. Именно малые и средние компании имеют ярко выраженный инновационный характер. Через крупные корпорации очень сложно продвинуть новые начинания - всё равно, что через министерство. А малым предприятиям просто необходимо молниеносно «схватить» инновацию и начать с ее помощью быстро разрабатывать скважину, чтобы выжить.

Неужели малые фирмы способны разрабатывать скважины лучше, чем компании-гиганты?

– Да, есть надежда, что они достигнут больших результатов на старых, малодебитных скважинах и на месторождениях, которые не интересны крупным компаниям. 

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить