. Дубна: 13 oC
Дата 08.09.2024
rss telegram vk ok
Фото vice.com.

Хочу поделиться историей об электросамокатах, которая произошла шесть лет назад у нас с моими учениками Школы юного инженера. Это было в 2018 году. Мы разрабатывали проект Города будущего, и самокаты вдруг возникли как вариант средства передвижения по нашему Городу.

На самом деле они появились в обсуждении проекта нашего Города не вдруг. Я побывала в технопарке Сколково и рассказала ребятам, что в этом длинном здании некоторые передвигаются на электросамокатах. Мои ученики подхватили тему и сказали, что самокатный шеринг очень удобен: доехал километр-два, оставил у дома и пошел, даже отталкиваться не надо. Рассказали, что шеринг самокатов очень распространен в американском Сан-Франциско. И добавили: шеринг настолько распространен, что его уже хотят запрещать.

Ребята видели новостные сюжеты о том, чтобы запретить самокаты в Сан-Франциско, но из них не поняли, чем самокаты неудобны для передвижения. Они так и сказали: кстати, непонятно, почему это неудобное средство передвижения.

Понимаете, да? Молодые люди искали в новостях информацию о неудобстве самокатов не для участников дорожного движения, а для того, кто на них передвигается

Тогда я сама поискала информацию о проблемах с электросамокатами в Сан-Франциско. И вот что, к примеру, нашла.

Во-первых, в этом калифорнийском городе самокатчики сбивали прохожих и ездили на самокатах не поодиночке.

Во-вторых, пользователи самокатов бросали их где попало, перегораживая тротуары. Поскольку аренда самоката была очень дешевой – 15 центов в час, то самокатов валялось на тротуарах так много, что они наносили людям травмы и буквально не давали пройти по улицам.

Короче, владельцы самокатов создали жителям Сан-Франциско большие проблемы.

И жители Сан-Франциско стали в ответ создавать проблемы самокатчикам. Самокаты на стоянках оказывались измазанными дерьмом или стояли с перерезанными проводами управления и тормозами. Война разгорелась не на жизнь, а на смерть. Это из новостей за апрель 2018 года.

Тогда городская прокуратура Сан-Франциско выдала предписание всем компаниям-владельцам самокатов о прекращении их деятельности к 4 июня того же года. Однако, судя по происшествиям с электросамокатами на улицах Сан-Франциско в последующие годы, владельцы самокатов свое дело продолжают.

Напоминаю: наша беседа с ребятами о самокатах происходила в том же 2018 году, только осенью. Ребята прочли июньский материал РБК об электросамокатах. Тема в нем была подана с точки зрения коммерческой выгоды этих опасных средств передвижения – в мае 2018 года в Москве открылись два первых сервиса их прокатов.

Автор материала в РБК упомянул о неприятностях с самокатчиками в Сан-Франциско, но представил дело так, что властям города удалось уладить эти проблемы путем воздействия на владельцев сервисов проката самокатов. И начиналась статья с фразы «Калифорнийский сервис аренды самокатов Bird поднял свою капитализацию до $1 млрд».

Эта фраза и запала в сознание моим юным собеседникам. Если бы электросамокаты не были удобны, капитализация этих компаний не измерялась бы миллиардами долларов, отвечали мне ребята на мои доводы о проблемах с самокатами в Сан-Франциско.

В ответ на этот аргумент я рассказала им историю о капитализации американской компании Theranos, которой владела небезызвестная предпринимательница Элизабет Холмс. Ее компания оценивалась в $4,5 млрд, но в июне 2018 года против Холмс и бывшего президента Theranos Рамеша Балвани были выдвинуты обвинения в обмане инвесторов и клиентов. К моменту нашей беседы с ребятами судебное дело против Холмс только начиналось. Мои ученики пропустили эту историю мимо ушей – настолько им хотелось кататься на самокатах, как в Сан-Франциско.

Кстати, осенью 2022 года Элизабет Холмс приговорили за мошенничество с капиталом инвесторов к 11 годам тюрьмы.

К чему это я? К тому, что взрослые люди, допустившие на улицы городов России электросамокаты, вероятно, рассуждали так же, как и мои ученики, которым еще не было восемнадцати.

В восемнадцать лет нет жизненного опыта и нет знаний, которые подсказали бы человеку, что любое скоростное устройство несет опасность, если до начала его массового применения не разработаны и не внедрены ясные правила его безопасного использования, и если эти правила не объединены в общую систему правил дорожного движения.

И что до выпуска самокатов на дорогу должна быть установлена и широко оглашена система ответственности за опасную езду на них. И что никакая капитализация компаний-владельцев самокатов не убережет участников дорожного движения от опасности, которую несет безответственная езда на самокатах.

И вот после этой истории про моих учеников мне хочется спросить: сколько лет было чиновникам, которые разрешили вывести опасные средства передвижения на улицы наших городов? И не пора ли им понести ответственность за свое решение, которое, возможно, тоже базировалось на соображениях капитализации?

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить