. Дубна: 20 oC
Дата 23.09.2020

rabochij

Кризисные явления в российской экономике заставили российские предприятия транспортного машиностроения корректировать численность персонала.

Весной о грядущих увольнениях сообщали Алтайвагонзавод (входит в «Сибирский деловой союз»), Рузхиммаш (входит в «Русские машины» Олега Дерипаски), «Трансмашхолдинг» и другие машиностроители. Трудности возникли у челябинского производителя спецтехники ЧТЗ-Уралтрак (принадлежит «Уралвагонзаводу»). О сокращениях сотрудников объявлял «АвтоВАЗ» (в данном случае речь шла о служащих) и российские заводы Ford и Volkswagen, а предприятие GeneralMotors в Петербурге со штатом 1100человек решили законсервировать на неопределенный срок.

Удивительно, но на фоне сокращений на предприятиях по производству автомобилей и железнодорожной техники российская промышленность по-прежнему испытывает нехватку опытных кадров. Наиболее остро дефицит квалифицированных рабочих и инженерно-технического персонала, по данным Минпромторга, ощущается в отраслях, где разворачиваются программы импортозамещения: тяжелое машиностроение, ВПК, электроника. Чиновники прогнозируют, что во второй половине года «можно ожидать оттока наиболее высококвалифицированных кадров из обрабатывающих производств в добывающие и экспортоориентированные сектора», - говорится в справке Минпромторга (есть в распоряжении «Ленты.ру»). Найти новую работу сотрудникам закрывающихся предприятий будет непросто, этому препятствуют такие факторы как структурная безработица (необходимость осваивать новые профессии), низкая мобильность населения и изрядное количество промышленных моногородов на территории России.

По данным Минпромторга, за первое полугодие 2015-го заработные платы в обрабатывающей промышленности выросли примерно на девять процентов и составили в среднем чуть более 32 тысяч рублей в месяц, а зарплаты в машиностроительном секторе - всего на шесть-семь процентов. Отмечают в министерстве и другую проблему: значительные разрывы в уровне оплаты труда между разными секторами экономики и промышленности. «Среднемесячная оплата труда в химическом комплексе составляет 38 тысяч рублей, а в текстильном производстве - чуть более 15 тысяч. По уровню оплаты обрабатывающая промышленность уступает добыче полезных ископаемых и ряду видов услуг, что негативно отражается на конкуренции за высококвалифицированных специалистов», - отмечают в Минпроме, признавая, что темпы увеличения зарплат в обрабатывающих отраслях «не успевают за ростом потребительских цен».

Решить проблему с дефицитом квалифицированных кадров на заводах «при наличии соответствующей (политической) воли», можно за полтора-два года, оптимистичен Владимир Гутенев. Для этого он предлагает несложный, на первый взгляд, рецепт: возрождать начальное профобразование и датировать обучение новым специальностям на заводах. Последнее уже применяется, в частности, на «АвтоВАЗе», «КамАЗе» и ряде вагоностроительных заводов.

Первый замминистра промышленности Глеб Никитин сообщил «Ленте.ру», что Россия также участвует в программе по глобальному образованию, которая предусматривает поддержку россиян, обучающихся в зарубежных вузах, с последующим трудоустройством в российские компании. «Заинтересованные работодатели могут софинансировать часть расходов на обучение. В число участников этой программы мы вовлекли более 60 ведущих промышленных холдингов и компаний», - отметил он. Кроме того, Минобрнауки и Минпромторг реализуют проект по созданию на базе высших учебных заведений инжиниринговых центров: функционируют уже 30 таких подразделений.

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить