Двукратный номинант на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля режиссер Сергей Лозница, который уже долгое время живет и работает в Германии, в интервью Cinemotion рассказал о том, какая степень творческой свободы нужна режиссеру и какую новую функцию приобрел кинофестиваль в наши дни.
Говорит Сергей Лозница:
О системе поддержки кино в Германии
Система поддержки кино в Германии так стремительно не меняется, как это происходит в России. То министерство, то комитет, то комиссии, то продюсеры, то фонд — руки вверх! И что там сейчас будет — бог весть. Я не слышал, чтобы в Германии кто-то вывешивал список тем для режиссеров, устраивал тендеры или говорил о том, что кино должно зарабатывать деньги, а всякий там «артхаус» нас не интересует.
Прекрасно, когда фильмы приносят доход, но идея земельных фондов кино — поддержка культуры.
Фонд только может вернуть свой вклад в бюджет фильма и после этого перестает получать какие-либо выплаты. Если фильм не зарабатывает, ну что ж, фонд не возвращает деньги. Это культура, и она работает по-другому. Дивиденды вы получаете не напрямую, но опосредованно. Это не деньги, но нечто, что за деньги не купишь.
О лучших условиях для съемок
Если говорить о документальных фильмах, то где их снимать, с точки зрения бюджета не имеет большого значения, так как и группа, и бюджет маленькие. Игровые картины я снимал на Украине и в Латвии. Конечно, в Латвии условия гораздо лучше, потому как там есть профессионально работающие компании, которые могут обеспечить съемку на очень хорошем уровне, и к тому же
там работает закон о возврате 15% от потраченных вами на производство фильма в Латвии денег, что позволяет уменьшить бюджет картины и при серьезных бюджетах является хорошим стимулом к тому, чтобы проводить съемки там.
Зачем нужен кинофестиваль
Кинофестиваль, большой или маленький, где бы он ни был, дает возможность режиссеру представить фильм. Сейчас это уже своеобразная форма проката картины. И если за два года фильм побывает на 100 фестивалях, по два сеанса на каждом, то вот у вас уже 200 сеансов по всему миру. Замечательная идея культурного обмена.
Я не думаю, что фестивали влияют на успешность кинопроката. Есть, конечно, несколько важных в этом смысле фестивалей, например, Канн. В России нет ни одного такого влиятельного фестиваля. Призы на российских фестивалях никак не влияют на прокат картины.
Прокат картины не зависит от страны, но зависит от таланта и умения прокатчика. В Европе (к слову Россия – тоже в Европе) заинтересованность в современном, качественном кино существует. А будет оно российским, мексиканским, румынским или тайским, это не так важно.