. Дубна: 11 oC
Дата 19.09.2020

На фестивале «Времена года в Подмосковье. Гений места» гением места выбрали Владимира Высоцкого, а местом гения – Дубну. Верность выбора подтвердил переполненный зал ДК «Октябрь», где 29 мая прошел вечер, посвященный Владимиру Высоцкому «Высоцкий и Дубна». Ровно 40 лет назад на этой сцене пел Владимир Высоцкий.

Без сомнения звездой вечера стал сын Владимира Высоцкого Никита Высоцкий, актер и режиссер. Притягивало не только внешнее сходство и голос, поразительно похожий на отцовский, притягивала к актеру его безмерная сыновья любовь, которая проявлялась в каждом фразе воспоминаний о Высоцком, в каждой прочитанной отцовской строчке. И даже о Марине Влади он отзывался с уважением, ведь эту женщину любил отец.

Начал Никита Владимирович выступление с  декламации легендарного «Быть иль не быть…», предваряя тем самым рассказ об очень важном для Владимира Высоцкого – спектакле «Гамлет». Он очень о нем мечтал, но Юрий Любимов (руководитель «Таганки») три сезона откладывал репетиции, понимая, что вся работа может пойти впустую, не пропустят, как не пропустили спектакль на стихи Евтушенко, «Самоубийцу» Эрдмана. Когда же спектакль был готов, то Любимов запустил на начальственный просмотр (по правилам он должен проходить в пустом зрительном зале) публику, чтобы хотя бы раз «Гамлета» увидели зрители, – настолько он был уверен, что спектакль запретят. Начальство, услышав восторги публики, со скрипом, но пропустило спектакль. Высоцкий сыграл в нем Гамлета 247 раз. В 248 раз он должен был выйти на сцену 28 июля 1980 года. 25 июля 1980 года Высоцкого не стало… Он не был Гамлетом в шелковых чулках, но и не был Гамлетом из подворотни (и так его называли), он был Гамлетом сегодняшнего дня, считает его сын.

Много интересного и малоизвестного рассказал Никита Высоцкий, перемежая истории чтением замечательных и не столь известных стихов Владимира Высоцкого, например, «Спасибо вам, мои корреспонденты».

Некоторые зрители впервые услышали стихотворение «Я бодрствую, но вещий сон мне снится». Вот несколько строк из него:

«Я бодрствую, но вещий сон мне снится.
Пилюли пью - надеюсь, что усну.
Не привыкать глотать мне горькую слюну -
Организации, инстанции и лица
Мне объявили явную войну
За то, что я нарушил тишину,
За то, что я хриплю на всю страну,
Чтоб доказать - я в колесе не спица…»

Оно из серии так называемых стихов не для публикации. При жизни Высоцкого о четырех десятков стихов не для публикации не знал никто за исключением нескольких человек. После смерти поэта родилась легенда, что вовсе они и не Высоцкого, есть даже литературные исследования на эту тему. Но Никита знает точно: они его, а главной росписью Высоцкого в них называет его талант.

Со сцены он назвал своим другом предпринимателя Андрея Гавриловского из Екатеринбурга, который выкупил за огромные деньги у Марины Влади, вдовы Высоцкого, бланк одной из парижских гостиниц с последними стихотворными строчками Высоцкого:

«И снизу лед, и сверху, – маюсь между.
Пробить ли верх иль пробуравить низ?
Конечно, всплыть и не терять надежду,
А там за дело, в ожиданьи виз.
Лед надо мною — надломись и тресни!
Я чист и прост, хоть я не от сохи,
Вернусь к тебе, как корабли из песни,
Все помня, даже старые стихи.
Мне меньше полувека, сорок с лишним,
Я жив, двенадцать лет тобой и Господом храним.
Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть, чем оправдаться перед ним.

По словам Никиты Владимировича, купил бизнесмен этот артефакт  для собственного музея Высоцкого.

Кумиром Владимир Высоцкий был и остается для многих, но всё меньше выходит на сцену тех, кто знал поэта, общался с ним, с грустью заметил Никита Владимирович.

Народный артист России Александр Домогаров из тех, кто не копирует пение Высоцкого, а пытается, как выразился Никита Высоцкий, «вложить себя в это, сделать что-то новое». Зрители услышали «Песню о друге», «Песня про правду и ложь», «Он вчера не вернулся из боя», «На Большом Каретном» и другие. Александр Домогаров называет стихи Высоцкого пьесами и старается петь так, чтобы слушатель это ощутил.

Новое в исполнение песен Высоцкого вносил и оркестр под управлением Тимура Ведерникова. Своей музыкой оркестр добавлял накала и без того в накаленные стихи поэта.

Еще один участник вечера поэт, актер, режиссер сегодняшнего театра на Таганке Влад Маленко посвятил свое выступление с декламацией собственных стихов источнику, откуда, по его выражению, черпал силы Владимир Высоцкий – театру на Таганке.  Восхищение театром на Таганке, признание в любви к нему, к его бывшим и нынешним актерам, страх за его будущее – всё это невольно просачивалось сквозь хорошо срежиссированный экспромт отличного актера и самобытного поэта. «Таганка – это имя коровы Шагала. Надо уберечь её от ножа» – так Маленко написал о своем театре.

Выступали и другие поэты: Андрей Антипов и Алена Синицына. Им всего по 20 лет, у них, как говорится, всё еще впереди. Но оба они невольно указали на то, что поэзия, вопреки расхожему мнению, жива, а поэты поддерживаются государством.

В зале были и те, кто 40 лет назад слушали в Дубне Высоцкого со сцены.Литературно-музыкальная композиция «Высоцкий и Дубна» (кстати, это подарок дубненцам, билеты раздавали бесплатно) состоялась благодаря областному фестивалю, подготовленному министерством культуры Московской области. Советник губернатора Московской области по культуре Нармина Ширалиева, открывая вечер, заметила, что подзаголовок «Гений места» фестиваля «Времена года» не случаен. Чайковскому было хорошо творить в Клину, Прокофьему  – в поселке Николина гора, а Владимиру Высоцкому легко дышалось в Дубне. В Дубне он выступал не раз, здесь у него жили друзья.

В зале было немало тех, кто ровно 40 лет назад в этом же зале слушал живого Высоцкого. Возможно, поэтому так много цветов подарили артистам, которые обновили в памяти и стихи Высоцкого, и его образ, и далёкие годы.

 

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить