. Дубна: 15 oC
Дата 27.07.2024
rss telegram vk ok

Два дня назад исполнилось 80 лет блистательной актрисе Маргарите Тереховой. В 2004-м году выяснилось, что она – не только замечательно тонкая актриса, но и прекрасный режиссер. В том году она сняла фильм «Чайка» по пьесе Чехова. Но мало кто об этом узнал.

Я, к примеру, впервые увидела этот фильм сегодня утром на канале «Культура». Фильм показали к юбилею Маргариты Тереховой, а могли радовать нас этой редкой по нынешним временам экранизацией Чехова с тех пор, как вышел этот фильм, то есть восемнадцать последних лет. Потому что фильм Маргариты Тереховой стоит того.

«Чайка» режиссера Тереховой полностью следует пьесе великого русского драматурга. За репликами героев можно следить по тексту пьесы и убедиться в том, что классика не искажена. И это огромное достижение в современном кинематографе, где сегодня царствует фальсификат как истории, так и произведений великих классиков мировой литературы.

Аркадину в фильме играет сама Маргарита Терехова, играет размашисто и эмоционально выверенно. Игра Тереховой великолепно соответствует образу чеховской героини – тоже известной актрисы. Реплики героев, написанные языком девятнадцатого века, не звучат архаично, потому что они соответствуют обстоятельствам, в которых звучат, и потому что произносят их отличные актеры.

Тригорин в исполнении красавца Андрея Соколова в точности попадает в возраст и характер своего героя в пьесе. Этот Тригорин смотрится моложе Тригориных в других известных постановках «Чайки». И от него скорее можно ожидать того самого сюжета для небольшого рассказа: на берегу озера живет молодая девушка, счастлива и свободна как чайка, случайно пришел человек и от нечего делать ее погубил.

И первой из известных постановок «Чайки» почему-то вспоминается «Чайка» в сюжете советского фильма Константина Худякова «Успех» 1984 года. Там молодой столичный режиссер уезжает в провинциальный театр и, гробя актеров, превращает чеховскую «Чайку» в «белый сюр», чтобы своим «революционным» прочтением классики поразить критиков и получить театр в Москве.

Однако постсоветскую «Чайку» Тереховой критики сравнивают с советской экранизацией «Чайки» 1970 года режиссера Юлия Карасика, где Аркадину жестко играла Алла Демидова. Может, поэтому Аркадина в фильме Карасика напоминала сыгранную Демидовой в фильме «Стакан воды» того же Юлия Карасика властную герцогиню Мальборо. А Юрия Яковлева в роли Тригорина режиссер Карасик сделал похожим на Чехова, хотя прототипом Тригорина считают не Чехова, а его приятеля – модного писателя Игнатия Потапенко, как раз соблазнившего молодую девушку в похожих обстоятельствах.

Юлий Карасик, экранизируя «Чайку», перекроил пьесу «Чехова»: переставил сцены внутри действий, сократил или вовсе вырезал реплики героев. Критики пишут, что режиссер сделал это для придания динамизма фильму, поскольку счел в отдельных местах язык персонажей ненатуральным, некоторые ситуации – водевильными, некоторые сюжетные линии – непроработанными.

Что тут скажешь? Если режиссеру пьеса Чехова изначально не нравилась, он мог не браться за ее экранизацию, а написать собственную пьесу с динамичным сюжетом, натуральными репликами и проработанными сюжетными линиями. Но почему-то не написал. Впрочем, фильм его совсем неплохой, хотя и не совсем чеховский.

Маргарите же Тереховой современные критики ставят в вину как раз то, что ее экранизация «Чайки» следует чеховскому тексту. Это не в тренде.

В тренде – популяризация классики путем ее упрощения вплоть до оскопления и путем искажения вплоть до выворачивания наизнанку. Потому что все должно хорошо продаваться, и классика здесь не исключение. Имена продающих публике нарезку из классики творцов – на слуху. Правда, от классики в этих извращенных нарезках мало что осталось. Так нужна ли тогда классика в таком виде? На мой взгляд – нет.

Ценность классических произведений в том, что, во-первых, они отражают жизнь современной им эпохи, то есть несут важные для настоящего и будущего исторические знания. Во-вторых, эти произведения стали классикой потому, что их сюжет и мораль актуальны во все времена, пока живут люди. В-третьих, язык, форма и стиль классических произведений выступают культурными образцами для молодых людей.

Выхолощенная классика теряет и первое, и второе, и третье. В таком виде она может лишь морально уродовать людей, что мы и наблюдаем последние тридцать лет в тех странах, где занимаются оскоплением истории и культуры. С таким подходом к истории и культуре человечества люди либо вымрут, либо превратятся обратно в животных. Но скорее вымрут, и довольно быстро.

И поэтому я очень рада, что в нашей стране еще снимают такие фильмы, как «Чайка» Маргариты Тереховой. И что иногда их нам показывают. Только пусть показывают чаще. Хочется еще пожить среди людей.

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить