. Дубна: -3 oC
Дата 22.02.2024
rss telegram vk ok
Фото: Михаил Метцель, ТАСС.

Писатель Юрий Поляков, возглавлявший с 2001 по 2017 год «Литературную газету», дал интервью главному редактору газеты «Культура» Петру Власову. Вот что думает Юрий Поляков о сегодняшних писателях и кинематографистах, творящих в пору СВО.

Писатели и книги

Книг и вправду море разливанное, встречаются очень даже любопытные, особенно по истории, филологии, философии, религии, политологии... И в этом книжном море уже немало откровенных «грантофагов», озабоченных составлением гигантских отчетов по расходованию средств, а не написанием книг.

Но главная беда, что в этом книжном море практически нет лоцманов, некому сориентировать читателей, чтобы не тратили время на чтение разной чепухи. Люди, именующие себя «экспертами», в основном занимаются рекламой и продвижением на рынок книжной массы независимо от ее качества. Некогда гордый цех литературных критиков, даже в советские годы знавший себе цену, превратился в какую-то подпольную шарашку, где бесправные гастарбайтеры присобачивают к ширпотребу дизайнерские этикетки.

Подавляющая часть нынешней беллетристики отношения к литературе, даже развлекательной, не имеет. Многие авторы просто не владеют русским языком.

Обратите внимание, при оценке произведений научились обходиться без слова «талантливый». Мнение, что «раскрутить» можно любого графомана, ошибочно. Как только прекращается «вращательный момент», исчезает и «открытие века». Помните, была такая донельзя раскрученная Денежкина? И где она?

Сегодня мы имеем в российской словесности диктатуру литературных недоучек, полностью зависящих от грантодателей и премиальных структур, впаривающих читателям тягомотные тексты посредством агрессивной социальной рекламы, опять-таки за счет казны.

Одним из достоинств советского общества был массовый навык к серьезному чтению, ныне во многом утраченный. Ныне даже книги Солженицына, рекламируемые не хуже гигиенических тампонов, выпускают тиражом две-три тысячи, и они пылятся на полках. Во власти работают не эльфы, а обычные люди, подверженные тем же ментальным коррозиям, что весь социум.

Чтобы ценить литературу и понимать ее значение, надо по меньшей мере читать книги и серьезную периодику...

Кино и книга

Почему власть благоволит к кино — это понятно: фильм «заходит» легче, чем книга, просмотр требует меньше времени и усилий, чем прочтение. Для нашей гедонистической эпохи, когда не хватает времени на удовольствия, это важно. С экрана проще пропагандировать «ценности», да и деньги в киноиндустрии крутятся другие: хватает всем «заинтересованным лицам». Но вот беда — фильмы, снимаемые у нас за казенный счет, часто или ничего не пропагандируют, или вытряхивают на зрителей мрачные комплексы авторов, или вообще навязывают обществу не наши ценности. Почему? А потому, что тридцать с лишком лет пропуском в большой кинематограф была приверженность «общечеловеческим ценностям», означавшая отказ от патриотизма.

Примеров множество. Ограничусь одним, но типичным. Недавно на центральном канале показали фильм «Викинг», в прокате он шел и, если не ошибаюсь, даже «не отбил» потраченные на него казной деньги. В анонсе сказано, что снята лента по мотивам «Повести временных лет» и рассказывает о крещении Руси. Вроде бы в тренде... Но минуточку: какие викинги могут быть в летописи? У нас варяги. А батальон «Викинг» воюет против нас в Донбассе. Стал смотреть «фильму» и убедился, что к кинематографу тоже подходит военно-морская мудрость: как корабль назовешь, так он и поплывет. У нас кто-нибудь за что-нибудь отвечает? На эту ошибку продюсеру должны были указать еще в Фонде кино, выделяя немалые средства, 728 миллионов рублей! Если пересчитать на бронежилеты, дух захватывает. Выглядит, извините, как сознательная работа на «норманнскую теорию», списанную в утиль современной наукой, но лестную коллективному Западу, в клинч с которым мы теперь вошли.

Можно ли донести до власти положение дел

Можно. Есть примеры. Недавно одна решительная общественница донесла до удивленного президента правду о том, что творится в нашей школе. Но ведь об этом писали, говорили, кричали не один год. Наверху не слышали. Почему? Потому что у нас общественное мнение — это что-то вроде шума за сценой, на который «действующие лица» внимания не обращают, и только когда из-за кулис выскакивает кто-то с криком «горим!», тогда сразу спохватываются.

Сколько говорено-переговорено, что кризис в литературе как в базовом виде искусства определяет оскудение и театра, и кино, ибо пьеса и сценарий — это литературные жанры. Дефицит качественной литературной первоосновы проявляется, например, в количестве переделок, ремейков. Если некому придумать оригинальную сказочную историю, приходится до бесконечности увеличивать уши у Чебурашки. Сколько раз объясняли: ежели будете и дальше культивировать-премировать филологических графоманов («филографов»), никогда не дождетесь нового «Тихого Дона» и «Василия Теркина». Настоящая литература делается из жизни, а не из литературы! Без толку. Гляньте на премиальные списки! Ждем, когда закричат: «Пожар!»

О поуехавших литераторах

Все отъехавшие и ополчившиеся на Россию литераторы свято верят, что минуют лихие времена, и нынешняя их русофобия зачтется, вознаградится, они вернутся в страну победителями, что вообще, не расплевавшись хоть раз с Отечеством, нельзя стать ВПЗР — великим писателем земли русской. Надо только дождаться «транзита власти», и тебя отольют в бронзе, как Солженицына. И знаете, по-своему они правы, в краю родных осин, как ни странно, выгоднее и при жизни, и после смерти быть или слыть либералом. Пример? Вот, пожалуйста, свеженький. В Переделкине четыре персональных литературных музея — Чуковского, Евтушенко, Вознесенского и Окуджавы. Ни минуты не сомневаясь в высоких творческих заслугах каждого, хочу обратить ваше внимание на одну характерную особенность: все они по своим взглядам и внутреннему настрою, не исключавшему сиамской близости с советской властью, были либералами. Это не оценка, а констатация факта. Так вот мы недавно предприняли попытку к 95-летию со дня рождения открыть мемориальный переделкинский кабинет Андрея Дементьева, автора поистине народных песен, замечательного поэта-патриота, чьи строки в своих выступлениях цитирует президент Путин. И что? Ничего.

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить