. Дубна: 18 oC
Дата 26.04.2024
rss telegram vk ok

18 июля 1927 года органами власти РСФСР утверждено Положение о государственном пожарном надзоре. В этом документе впервые законодательно утверждаются функции государственного пожарного надзора, важнейшими из которых являются: разработка государственного плана противопожарных мероприятий и наблюдение за его осуществлением; руководство, надзор и контроль за состоянием пожарной охраны и деятельностью коммунальных, ведомственных и общественных пожарных организаций, а также объединение их работы.

Безусловно, современная система государственного пожарного надзора, постоянно совершенствуясь и развиваясь, претерпела существенные изменения. Но «Положение» 1927 года - первый документ, положивший начало развитию уникальной в мировой практике эффективной структуры противопожарной службы, направленной на предупреждение пожаров, защиту жизни и здоровья россиян, а также на сохранение материальных и духовных ценностей нашей страны. Созданию государственного пожарного надзора предшествовал многовековой период накопления опыта в области организации превентивных мер.

Уже в первые годы после утверждения Положения Центральным пожарным отделом (ЦПО) издается более десяти циркуляров по усилению пожарной охраны на различных объектах, выходит закон «О службе в пожарных организациях», «Единый нормативный устав для добровольных пожарных организаций», а также другие документы, направленные на повышение пожарной безопасности сельских и городских объектов.

Последующее десятилетие государственный пожарный надзор (с 1934 года в составе Главного управления пожарной охраны НКВД СССР) продолжал вести работу по совершенствованию деятельности, повышению пожарной безопасности объектов и территорий. В этот период выходит ряд основополагающих нормативно-правовых документов. Важным шагом в последующем развитии пожарно-профилактической деятельности стало Постановление ЦИК и СНК от 7 апреля 1936 года № 52/654 , которое утвердило новое Положение «О государственном пожарном надзоре», определившее основные функции и права органов ГПН. Этим Постановлением на Главное управление пожарной охраны НКВД СССР и его органы возлагались функции по разработке нормативно-правовых документов в области пожарной безопасности осуществлению мероприятий по контролю подготовке заключений по проектам и типа противопожарного оборудования и ряд других. Данное Постановление действовало без изменений более 40 лет.

В 70-х годах широкое внедрение получила пожарная автоматика. За короткий срок около 2 млн. объектов были оборудованы системами автоматического обнаружения пожаров. Активно внедрялись системы пожаротушения. В результате проведенных профилактических мероприятий только за период 1966-1970 годов было предотвращено свыше 1 млн. пожаров, причем почти 100 тыс. пожаров были ликвидированы с минимальным материальным ущербом.

Федеральный закон «О пожарной безопасности» был принят в 1994 году. В нем излагаются положения о единой системе обеспечения пожарной безопасности, для которой определены полномочия, система неотложных мер в области пожарной безопасности и др. Стали развиваться такие виды деятельности, как лицензирование и сертификация продукции и услуг. С принятием Федерального Закона «О пожарной безопасности» впервые появилась возможность существенно изменить формы и методы нормативно-технической работы.

Созданная в указанный период времени нормативная база просуществовала вплоть до 2008 года, когда в стране был принят Федеральный закон от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент), ставший основополагающим законодательным актом для дальнейшего совершенствования нормативной работы и являющийся таковым на сегодняшний день. Важно отметить, что на ряду с государственным пожарным надзором Техническим регламентом впервые введены альтернативные формы оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, в том числе, такие как аудит и декларирование пожарной безопасности. У собственников появилась возможность самим определять способы обеспечения пожарной безопасности на эксплуатируемых объектах защиты.

Сама же система надзора начала меняться уже в начале 2000-х годов. Основной причиной таких изменений стало развитие предпринимательской деятельности и частной собственности. 
В данной связи 08 августа 2001 в стране был принят Федеральный закон № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», основные положения которого актуальны до настоящего времени и содержатся в аналогичном, действующем на сегодняшний день Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Также важно отметить, что существенное влияние на развитие государственного пожарного надзора оказала проведенная в 2001 году реформа, в результате которой Федеральная противопожарная служба МВД России передана в подчинение другому ведомству – МЧС России. В результате этих изменений на базе органов государственного пожарного надзора создается «единый надзор», который объединил в себе функции органов государственного надзора в области гражданской обороны и государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить