. Дубна: 5 oC
Дата 20.04.2024
rss telegram vk ok

На этой неделе мы с моими учениками провели два дня в Технопарке Физтех-лицея имени П.Л. Капицы в Долгопрудном. Ребята участвовали в финале Московской области Всероссийской олимпиады по 3D-технологиям.

А я общалась с коллегами-учителями, что привезли в Физтех-лицей своих учеников. А еще – приняла участие в обсуждении за круглым столом помощи школам со стороны высокотехнологичных компаний в воспитании из школьников будущих инженеров-конструкторов. Хочу поделиться впечатлениями и соображениями по этому поводу.

Нас принимал Технопарк

Начну с того, что Технопарк Физтех-лицея производит сильное впечатление масштабом своих образовательных проектов, продуманной проектировкой здания и суперсовременным оснащением учебных аудиторий, залов и исследовательских лабораторий, а также удобством работы там.

Все это участникам подмосковного финала Всероссийской олимпиады по 3D-технологиям показал во время подробной экскурсии руководитель Технопарка Андрей Богданов. Он же отметил, что его Технопарк – самый крупный из школьных технопарков России.

А я отмечу, что оборудование Технопарка Физтех-лицея – отнюдь не детское, а совершенно профессиональное. На таком оборудовании работают в исследовательских центрах и институтах мирового уровня.

Мне этот технопарк напомнил кампус французской Политехнической школы (École Polytechnique) в парижском пригороде Лозер. Причем, École Polytechnique – в ее лучшие годы, до произведенных там оптимизационных реформ последних пятнадцати лет.

Не удивительно поэтому, что моим ученикам из рядовой школы дальнего Подмосковья не хотелось оттуда уезжать – так им там понравилось. Все было на высочайшем уровне – и соревнования, и питание, и проживание. Ребятам повезло побывать в Технопарке Физтех-лицея. Кстати, именно там находится часть Центра «Взлет», работающая с математиками, физиками, химиками и биологами.

Моим ребятам повезло и в том, что оборудование, на котором они работали во время соревнований, им, как и многим другим участникам олимпиады, предоставил Технопарк: ноутбуки и новенькие 3D-принтеры прямо в упаковке. Повезло потому, что организаторы олимпиады прямо накануне отъезда сообщили, что участники должны приезжать со своим оборудованием. Так что уже купив билеты на поезд, мы чуть не отказались от поездки. Везти в электричке из Дубны в Долгопрудный, а потом городским автобусом по Долгопрудному, и тащить между транспортом в снежную пургу объемистый и капризный 3D-принтер весом 14 кг было слишком сложной для нас задачей. Спасибо Физтех-лицею и его Технопарку за поддержку участников Всероссийской олимпиады по 3D-технологиям!

Попутно

Большая просьба к городским властям Долгопрудного – навести порядок в работе автобусов маршрута №1, который возит пассажиров с железнодорожной станции Долгопрудная к Физтех-лицею. Из четырех автобусов в час, указанных в расписании на остановках, ходит только один. Как и маршрутка №7: в ее расписании указан интервал движения 12 – 17 минут, а ходит она с интервалом в 42 минуты. Потому что на маршруте №7 работает только одна машина, которая обходит свой маршрут ровно за 42 минуты.

Соревнования

Задания олимпиады были очень интересными. Групп участников было три: 5 – 6 классы, 7 – 8 классы, 9 – 11 классы. В каждой группе было свое задание. Поскольку мои ученики соревновались в группе 7 – 8, то расскажу о задаче, поставленной перед этой группой. Нужно было разработать, напечатать на 3D-принтере и оснастить электроникой для движения автомобиль-амфибию собственной конструкции. Разработать – значит создать компьютерную 3D-модель автомобиля (всех его деталей и сборки), сформировать чертежи всех его деталей и сборки. Это все нужно было сделать в первый день соревнований. Еще нужно было все это описать в презентации своего проекта. Во второй день нужно было собрать автомобиль из напечатанных деталей, электронных компонентов, чтобы затем продемонстрировать собранную модель перед жюри, защищая свой проект с помощью презентации.

Очень похоже на чемпионат WorldSkills для юниоров в компетенции «Изготовление прототипов». Теперь этот чемпионат называется «Профессионалы».

Ни одна команда не справилась с заданием полностью. Одни команды успели разработать и напечатать автомобиль-амфибию из нескольких деталей и собрать его, но не успели сделать электронную схему. Другие команды напечатали крошечный автомобильчик скорее как условный и успели собрать электронную схему из конструктора Arduino. Третьи команды даже напечатать разработанную модель не успели из-за сбоя в работе 3D-принтера.

Некоторые напечатанные конструкции были очень оригинальными.

Мои ребята успели и разработать, и напечатать, и собрать свою модель амфибии, придумав для нее колеса с лопастями, заключенными в жесткий обод. Правда, 3D-принтер во время печати смял кабину автомобиля, испортив вполне симпатичную модель. Электронику установить в автомобиль не успели. На защите своего проекта так честно и упорно перечисляли недостатки своей работы, что члены жюри попросили их все-таки защитить ее преимущества. Призового места, разумеется, за недостатки не получили. Но я довольна результатом своих ребят – они участвовали в соревнованиях такого уровня организации и конкуренции впервые в жизни. А за одного битого двух небитых дают.

Инженерное образование и бизнес

Пока школьники обрабатывали свои конструкторские идеи в огромном зале «Полигон» Технопарка Физтех-лицея, в соседнем с этим залом просторном и удобном коворкинге за круглым столом шла дискуссия об инновационных технологиях в современном образовании и инженерной профориентации школьников, об эффективной модели профессиональной подготовки кадров в свете взаимодействия промышленности, образования и государственных институтов.

Там же прошло открытое заседание рабочей группы Ассоциации внедрения инноваций в сфере 3D-образования «Эффективные механизмы развития импортоопережащих технологий, формирования и развития сетецентрической модели экосистемы промышленности, науки и образования» на тему «Сетевые партнерства и форматы взаимодействия в территориально-отраслевых задачах импортозамещения.

В дискуссии участвовали руководители промышленных компаний, эксперты Госдумы РФ, представители школ и вузов. Речь шла о том, каким образом нуждающийся в инженерно-технических кадрах бизнес может помочь школам сделать изучение естественнонаучных предметов и технологий более эффективным. К примеру, по образцу модели оснащения лабораторий Технопарка Физтех-лицея технологические компании могли бы помочь местным школам оснастить лаборатории для изучения физики, химии и биологии. Или вместо экскурсий на предприятия школы можно было бы оборудовать стендами виртуальной реальности, где каждый в любой момент мог бы познакомиться с работой местных предприятий на подробных виртуальных экскурсиях по ним.

Прозвучали также предложения принять минимальный стандарт оснащения школ современным оборудованием и современной отделки учебных помещений. Была выражена единодушная озабоченность огромным дефицитом школьных учителей математики и естественных наук и заметно снизившимся уровнем знаний математики, физики и химии у школьников.

Откуда же возьмутся конструкторы, если школьники не знают математики и физики?

 

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить