Воспользуемся искусством запоминания (мнемоникой), чтобы усвоить правописание чередующихся гласных и суффиксов.
Правописание чередующихся гласных Е и И в корнях -бер-/-бир- , -дер-/-дир- , -мер-/-мир- , -пер-/-пир- , -тер-/-тир- , -блест-/-блист- , -жег-/-жиг- , -стел-/-стил- , -чет-/-чит можно запомнить с помощью простых стишков:
Если после корня – А,
В корне будет И всегда.
Вот пример, запоминай:
Ноги вытЕр? - ВытИрай!
Собирать, стирать, задира,
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква И.
На это же правило есть мнемоническое правило ослика Иа. Оно звучит так: пиши, как кричит ослик: «И-а!», то есть пиши в корне И, если за корнем стоит А.
Чередующиеся гласные А и О в корнях -гар-/-гор-, -твар-/-твор- , -клан-/-клон- поможет запомнить мнемоника: Горению творца поклоняйся!
Правописание суффиксов -ЕК- и -ИК-
Вот замочЕК. К нему ключИК.
Нам они помогут лучше
Букву в суффиксе узнать,
Чтобы правильно писать.
Просим убедительно
В падеже родительном
Проследить за гласной,
Если вы согласны.
Если гласная исчезла,
Помнить должен человек:
В каждом слове повсеместно
Пишем только суффикс -ЕК-
Если гласная осталась,
Должен помнить ученик,
Что в словах (такая малость)
Пишем только суффикс –ИК-
· ЗАМОЧЕК – ЗАМОЧКА
· КЛЮЧИК – КЛЮЧИКА
- ОНК, - ЕНК
Многие пишут неправильно слово девчОнка и тушЁнка, запомнить помогут вот такие рифмовки:
Девчонка смотрит вдаль в окно – под ударением буква О.
У девчОнки чужой парчОвый башмачОк – ой, нехорошо!
Но: Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку.
Хлопот доставляют и суффиксы -ЧИК, -ЩИК
Только после букв Д, Т, З, С, Ж пишется -чик (лазутчик, перебежчик, извозчик). Чтобы это запомнить, используйте мнемонику:
ДеТи За СаЖей — чик,
все остальное — щик.