. Дубна: 3 oC
Дата 18.04.2024
rss telegram vk ok

Это первый текст проекта «Улица Дачная». Он об истории улицы Дачной, о комфорте ее жителей, о парке и традиционной застройке Дубны.

История Дачной

Дома на Дачной выглядят снаружи интересно, зато внутри дышат тленом.

Двенадцать деревянных домов на улицах Дачная, Интернациональная и в Дачном переулке были возведены в начале пятидесятых годов прошлого века как временное пристанище для охранников заключенных, строивших Дубну, вольнонаемных строителей и прибывавших в  будущий наукоград сотрудников научных лабораторий ОИЯИ и его подразделений.

Был здесь еще и тринадцатый деревянный дом. Он стоял по адресу Дачный переулок, 2 и был снесен после строительства четырнадцатиэтажной башни на улице Московской, 2.

По сей день в домах на Дачной живут люди, которых в ранге молодых специалистов поселил туда в 1951 году Объединенный институт ядерных исследований. Эти ветераны атомной промышленности помнят, как на месте нынешних девяти- и четырнадцатиэтажек улицы Московской стояли одноэтажные частные домики. Во время половодья к порогам домиков подступала вода Черной речки. Весенняя вода стояла и под полом двухэтажных деревянных домов на Дачной. Половодья прекратили свои весенние наступления только в 70-е годы, когда укрепили берега Волги, спрятали Черную речку в трубу и построили набережную в районе нынешнего «Гриля».

С 70-х по начало 90-х годов прошлого века в домах на Дачной как во временном обиталище размещали своих специалистов завод «Тензор» и НИИ «Атолл». После распада Советского Союза, с наступлением рыночной экономики на всем пространстве СНГ там обрели себе единственную крышу над головой беженцы из горячих точек бывшего СССР и специалисты ОИЯИ, у которых не хватало денег на покупку квартир в каменных домах Дубны. Цены на жилье в Дубне в 1994-1996 году в несколько раз превышали стоимость более качественных квадратных метров в крупных городах бывших союзных республик. Первым ученым, приглашенным на постоянную работу в ОИЯИ из стран СНГ, собственные квартиры в многоэтажках Дубны были не по карману.

Дома на Дачной с момента их постройки ни разу капитально не ремонтировали. Почти все квартиры там были коммунальными. Через них прошли нити судеб сотен нынешних жителей города. Дома хранят память о них, и эта память не всегда хороша. 

Те, кто никогда не жил в этих домах, презрительно называют их бараками или клопеджами. С таким же презрением они отзываются в личных беседах и о нынешних жителях Дачной, продлевающих жизнь этих домов настолько, насколько хватает их средств.

Уровень комфорта деревянных домов на Дачной

Дома стоят не на сваях, а на ленточном фундаменте, который передает стенам все сезонные движения грунта. В соответствии с замерзанием и отмерзанием почвы двери внутри дома то закрываются, то не закрываются. Так же ходят туда-сюда и оконные рамы, иногда в них от перенапряжения трескаются стекла.

Наружные стены домов – из бруса. Пол и стены внутри  – дощатые, изогнутые временем и прогнившие от сырости. Полы не утеплены и находятся в полутора метрах от земли. Зимой сквозняк из щелей полов на первом этаже компенсируется хорошо нагретыми батареями отопления. Если батареи нагреты плохо, то по квартире гуляет ледяной ветер. Весной и летом, когда отопление отключено, в квартирах первого этажа царит пронизывающий до костей холод.     

Дома обогреваются центральным отоплением, в них есть холодная вода и канализация. Вода еле течет из засоренных временем дырявых водопроводных труб и еле вытекает через крошечные просветы в канализационных трубах, заполненных черным желе из осевших там и уплотнившихся отходов человеческой деятельности. Канализация на кухне у многих жителей деревянных домов не функционирует, несмотря на регулярно вкладываемые в прочистку засоров самые современные средства. Люди вынуждены мыть посуду в ванной. Постоянно засоряется канализационный коллектор, стоки выплескиваются наружу из канализационного люка у крыльца дома, стоят под полом входного тамбура, а иногда прямо на полу, доходя до первых ступенек лестницы на первом этаже.

Горячая вода не подведена. Изначально там были установлены дровяные колонки, а деревянные сараи возле домов были предназначены для хранения дров. Дровами жителей в те времена обеспечивали предприятия, поселившие их туда. Природный газ в дома на Дачной, Интернациональной и в Дачном переулке после напряженной борьбы жителей с чиновниками провели в 1994 году, но лишь для использования в газовых плитах. В домах на улице Заречной жители могут пользоваться газом только из баллонов.

Еще в мае 1993 года износ сантехнических сетей и электропроводки оценивался справкой БТИ в 60 процентов. Полы были изношены на 50 – 55%, перекрытия на 45 – 50%. Ветхим деревянный дом признается, если он изношен на 65 %.

Если до 2001 года МУП ЖКУ еще заменяло отдельные сгнившие доски пола на лестничных клетках и куски дырявого шифера на крышах, то после перехода на стопроцентную оплату жителями услуг ЖКХ обслуживание домов свелось к открыванию-закрыванию сантехниками ЖКУ вентиля в начале и конце отопительного сезона и к платной прочистке засоров. Дома стали стремительно разрушаться.  Сейчас невозможно снять старые обои со стен в квартирах, чтобы вместе с ними не отпала вся штукатурка вместе с дранкой, приколоченной гвоздями к дощатым стенам и потолкам. Полы прогнулись, потолки провисли, стены изогнулись.

Деревья на Дачной

Былую зелень улицы Дачной пришлось вырубить и обкорнать из-за короеда и старости засыхающих деревьев

Любители зеленых насаждений могли заметить, что за последние 10 лет количество деревьев возле домов на Дачной значительно уменьшилось. Часть  деревьев повалила буря 2005 года. Другую часть постепенно вырубали по двум причинам.

Первая причина: деревья, которые росли прямо в палисадниках домов пустили свои мощные корни прямо под дома и стали разрушать подмоченный паводками и канализационными стоками и подгнивший фундамент. В некоторых домах покосились углы и провалились стены. Жителям приходится затыкать эти дыры в стенах наружу тряпками.

Даже пни на улице Дачной хранят следы жизнедеятельности короеда

Вторая причина: деревья поразил короед-типограф, и они стали засыхать.

В результате то, что еще двадцать лет назад казалось парком на Дачной, давно перестало им быть.

Традиционная застройка Дубны

Дубна – очень молодой город. Ее застройка была обусловлена возможностями и потребностями текущего момента и соображениями здравого смысла, как у любого рождающегося с нуля поселения.

Институтскую часть Дубны строили  по типовым для закрытых советских городков проектам. Копии домов и административных зданий с площади Мира, улиц Жолио-Кюри, Курчатова и Ленинградской легко найти, к примеру, в уральском Снежинске.

Первыми жителями Дубны были заключенные, жившие в бараках за колючей проволокой, и их охранники, размещенные в деревянных домах. Потом приехали инженеры, ученые и все, кто обслуживал их быт. Народу было не очень много, для них хватало общежитий и квартир в двухэтажных домиках на Жолио-Кюри и Курчатова. Самых ценных поселили в коттеджах на Интернациональной, Лесной, нынешних улицах Векслера, Флерова и Мещерякова.  Молодые ученые обзаводились семьями, им строили хрущевки на Ленинградской. Семьи разрастались, в хрущевках ученым стало тесно. Для них построили дома на улицах Векслера, Сахарова и Ленинградской.  Но и там квартир хватило не всем – институт развивался. Тогда и началась многоэтажная застройка Черной речки. Появились улицы Московская и Калининградская. Сегодняшний проспект Боголюбова и улица Понтекорво в 90-е годы прошлого века образовались из частей ныне исчезнувшей улицы Калининградской.

Поэтому неправильно было бы утверждать, что тип застройки именно институтской части характерен и традиционен для быта ученых Дубны. Это все равно, что говорить: «Для человека характерны молочные зубы».  Они характерны и традиционны, но только в первые семь лет его жизни.

Каких-нибудь двадцать пять лет назад бараки стояли и на Большой Волге. Очень грустно было смотреть из окна автобуса маршрута №1, ходившего по улице Станционной, на покосившиеся одноэтажные деревянные здания, тонувшие в болоте рядом с остановкой «Газовое хозяйство». Соседствовавшие с ними хрущевки с улицы Правды казались роскошными на фоне этих жалких построек. Сегодня район Большая Волга совершенно преобразился и визуально, и качественно. Изменение его архитектурного облика вызвано потребностями жизни. Любые традиции меняются, когда того требует реальная действительность. И это нормально.

Часть 2: История и экономика расселения Дачной

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить